Предоставление во владение и в пользование лица конкретной части общего имущества не означает возникновения иного, кроме права собственности, вещного права, как иногда утверждается (См.: Гражданское право. СПб., 1996. Ч. 1. С. 384). Речь идет об осуществлении права собственности, в конструировании же какого-то производного вещного права нет необходимости.
Режим использования общего имущества участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) устанавливается сторонами в договоре. Осуществляя владение имуществом, товарищи могут поручить ведение бухгалтерского учета общей собственности одному из участвующих в договоре юридических лиц, согласно ст. 1043 ГК РФ (СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410).
Распоряжение общим имуществом также производится по согласию всех сособственников (п. 1 ст. 246 ГК). Однако в отличие от споров по поводу владения и пользования общей вещью, рассматриваемых судом, правомочия сособственников по распоряжению ею решаются исключительно ими самими, и суду такие споры неподведомственны. Участники общей собственности могут продать вещь, подарить другому лицу, иным образом распорядиться ею.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК).
В результате акта распоряжения общей вещью право данных сособственников на вещь, как правило, прекращается. Но сособственники могут передать общее имущество только в пользование, например по договору аренды, сохранив право общей собственности на него.
Распоряжаться имуществом в целях достижения результата, предусмотренного договором о совместной деятельности, может любой из товарищей, если только договором не установлено, что сделки совершаются отдельными участниками либо ими всеми и с их общего согласия (ст. 1044 ГК). Полномочия по распоряжению имуществом перед третьими лицами подтверждаются доверенностью сторон договора или самим письменным договором простого товарищества.
Каждый участник общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, иным образом распорядиться ею (п. 2 ст. 246 ГК). На это согласия других сособственников не требуется. При отчуждении доли по договору купли-продажи или мены постороннему лицу остальные сособственники имеют преимущественное право покупки доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов (ст. 250 ГК). Публичные торги для продажи доли в праве общей собственности должника при обращении на нее взыскания могут проводиться, если выделение доли в натуре невозможно или против этого возражают остальные участники долевой собственности.
Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество — в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. Доля в праве общей собственности переходит к приобретателю по договору с момента заключения договора, если соглашением сторон не предусмотрено иное, а если договор подлежит государственной регистрации — с момента такой регистрации. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (п. 3 ст. 250 ГК). Уступка преимущественного права покупки доли не допускается.
Пример из судебной практики. К-вы, а также Ф. обратились в суд к Г. и З-вым с иском о признании договора дарения половины жилого дома недействительным и переводе на них прав покупателей. Заявители утверждали, что договор дарения прикрывает договор купли-продажи, так как Г. с 1997 года предпринимала действия по продаже половины дома; оформила ее отчуждение путем оформления договора дарения, потому что не желала продавать свою часть им.
Г., возражая против иска, обращала внимание суда на то, что жилой дом был разделен в семидесятые годы между прежними сособственниками и каждый из них пользовался принадлежащей ему частью дома. Она произвела отчуждение половины дома, передав ее безвозмездно по договору дарения З-вым. З-вы иск также не признали и пояснили, что половина дома передана им безвозмездно. Президиум Верховного суда Республики Татарстан 26 октября 2000 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене всех вынесенных решений и направлении данного дела для рассмотрения в суд первой инстанции удовлетворил по следующим основаниям.
Суд пришел к выводу о том, что договором дарения прикрыт договор купли-продажи половины дома, поэтому признал договор дарения недействительным. Он считал, что К-вы, являясь участниками долевой собственности, имели преимущественное право покупки дома и перевода прав и обязанностей покупателя на себя в соответствии со ст.250 ГК РФ. Суд также в нарушение положений ст.197 ГПК РСФСР не привел в мотивировочной части решения доказательства, на основании которых он сделал вывод о том, что сособственники дома являются участниками общей долевой собственности, хотя данное обстоятельство имеет юридическое значение для дела.
Согласно ч.1 ст.250 ГК РФ преимущественное право покупки имеют лишь участники общей долевой собственности. Пленум Верховного Суда РФ в подп. "а" п.6 постановления N 4 от 10 июня 1980 г. "О некоторых вопросах, возникших в практике рассмотрения судами споров о выделе доли собственнику и определении порядка пользования домом, принадлежащим гражданам на праве общей собственности" (с последующими изменениями и дополнениями) разъяснил, что выдел (раздел) участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (ст.252 ГК РФ). Таким образом, раздел дома влечет прекращение общей долевой собственности, поэтому в этих случаях положения ст.250 ГК РФ о праве преимущественной покупки не применяются (Постановление Верховного суда Республики Татарстан от 26 октября 2000 г. "Раздел дома означает прекращение общей долевой собственности, поэтому положения ст.250 ГК РФ о праве преимущественной покупки не применяются" (извлечение) // БВС РФ. 2001. № 8).
§ 3. Прекращение права общей долевой собственности.
Для прекращения права общей долевой собственности характерен раздел общей долевой собственности и выдел из нее. Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (п. 2 ст. 252 ГК). Раздел имущества производится между всеми участниками отношений общей собственности и означает ее прекращение. При выделе доли общая собственность сохраняется в отношении остающихся участников.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся сособственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности (п. 3 ст. 252 ГК).
Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией.
Выплата участнику долевой собственности остальными сособ-ственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре допускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию. О праве суда решить таким образом вопрос без согласия выделяющегося собственника говорится и в п. 36 постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Для того чтобы выяснить, имеет ли сособственник существенный интерес в использовании общего имущества, в указанном постановлении рекомендуется судам в каждом конкретном случае решать это на основании доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и пр.