Смекни!
smekni.com

Усіновление как форма устройства детей оставшихся без попечения родителей (стр. 11 из 16)

Изложенные выше положения касались случаев усыновления ребенка лицами, состоящими в браке. Известно, что в качестве усыновителя может быть лицо, которое не состоит в браке. В соответствии с п. 3 ст. 134 СК РФ: "при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя)". Данная мера также направлена на сохранение тайны усыновления в том смысле, что правовое положение усыновленного ребенка не должно отличаться от положения ребенка, воспитывающегося в нормальной семье, где есть мать и отец. Однако, когда совпадают фамилия, имя, отчество лица, записанного в качестве усыновителя, с подобными данными постороннего лица, у последнего не возникает никакой правовой связи с усыновленным ребенком. В данном случае действуют аналогичные положения, как в случае отсутствия совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства (п. 3 ст. 51 СК РФ). А именно "в случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию". Об изменении фамилии, имени, отчества усыновленного ребенка указывается в резолютивной части решения суда о его усыновлении (п. 5 ст. 134 СК РФ, п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8).

Все изложенное позволяет сделать ряд выводов относительно обеспечения тайны усыновления.

Тайну усыновления ребенка относят к сфере неприкосновенности частной жизни, семейной или личной тайны, которые гарантируются ст. 23 Конституции РФ. Поэтому разглашение тайны усыновления предполагает нарушение конституционной нормы, охраняющей частную жизнь. Ответственные должностные лица, судьи и иные граждане, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя, могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 155 УК РФ).

Иностранное законодательство придерживается кардинально противоположной точки зрения в том смысле, что ребенок должен знать о своем происхождении и, следовательно, нет необходимости сохранять тайну усыновления. Например, в Великобритании, США, Канаде активно используется так называемое открытое усыновление, когда усыновленные дети изначально знают свое происхождение, информированы о том, кто их биологические родители, более того, последние нередко принимают посильное участие в жизни своих теперь уже усыновленных детей.

По сведениям английских психологов, проводившееся ими исследование показало, что для психики ребенка значительно лучше, когда он знает, что он усыновлен, нежели когда он узнает об этом от посторонних лиц спустя несколько лет после усыновления. Такая информация, как правило, наносит непоправимую душевную травму, а иногда делает просто невозможным дальнейшее пребывание ребенка в семье усыновителей[31].

В заключение хотелось бы отметить, что существующие проблемы обеспечения тайны усыновления носят не только правовой, но и этический характер. Они касаются лиц, участвующих в процессе усыновления, и имеют не меньшее значение, чем проблемы материального права. Решение вопроса о соотношении права и морали возможно путем закрепления юридической обязанности должностных и иных лиц не разглашать информацию об усыновлении, ставшую известной им в силу служебного положения.

В то же время стремление во что бы то ни стало сохранить тайну усыновления может быть чревато появлением постоянного беспокойства, напряжения во взаимоотношениях детей и взрослых, страха перед возможным "разоблачением". Поэтому вопрос о сохранении тайны усыновления должен разрешаться в соответствии со сложившимися обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости применения мероприятий, направленных на обеспечение сохранения тайны усыновления.

3.5 Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)

Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители:

1) уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;

2) злоупотребляют родительскими правами;

3) жестоко обращаются с усыновленным ребенком;

4) являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Рассмотрим каждое из оснований отмены усыновления более подробно. Одним из них признается уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей.

Уклонение усыновителей от выполнения своих обязанностей всегда проявляется в форме бездействия: усыновители не совершают действий, которые они обязаны совершать. Чаще всего уклонение усыновителей от выполнения своих обязанностей выражается в том, что они не уделяют должного внимания воспитанию усыновленных детей, не заботятся о них. Одним из случаев уклонения является невыполнение обязанности по содержанию ребенка, когда усыновитель не предоставляет ребенку всего необходимого, часто растрачивая при этом причитающиеся ему средства. В этом случае уклонение оказывается соединенным со злоупотреблением усыновителями родительскими правами. Уклонением усыновителя от выполнения своих обязанностей является и его отказ без уважительных причин проживать совместно с ребенком[32].

Противоправное поведение усыновителей может проявиться и в форме злоупотребления своими родительскими правами. Под злоупотреблением усыновителями своими правами следует понимать использование таких прав в ущерб интересам усыновленного ребенка. Злоупотребление всегда предполагает совершение усыновителями активных действий и характеризуется умышленной формой вины.

Жестокое обращение с детьми, которое также является основанием для отмены усыновления, чаще всего выступает в виде активных действий, однако возможно жестокое обращение и в виде бездействия.

Под жестоким обращением следует понимать как физическое насилие над ребенком (избиение, пытки, лишение свободы), так и насилие психическое (унижение, запугивание)[33]. В качестве жестокого обращения рассматривается и покушение усыновителей на половую неприкосновенность ребенка (ст. 69 СК РФ). Жестокое обращение в форме бездействия выражается в оставлении ребенка без пищи, тепла. Поэтому очень часто при рассмотрении дела об отмене усыновления по данному основанию в поведении усыновителей обнаруживается состав уголовного преступления. В таком случае суд обязан уведомить об этом прокурора, который возбуждает уголовное дело в отношении усыновителя.

Одним из оснований отмены усыновления является хронический алкоголизм или наркомания усыновителей.

С одной стороны, хронический алкоголизм и наркомания являются болезнью, поэтому говорить о виновном поведении усыновителей нельзя. В этом случае можно лишь ставить вопрос о медицинском вмешательстве. С другой стороны, алкоголизм или наркомания возникают, как правило, в результате сознательного доведения себя усыновителями до такого состояния; в этом случае налицо виновное поведение. Обычно неправомерные действия в отношении детей совершаются усыновителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда они не способны отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Перечень оснований отмены усыновления является открытым: отменить усыновление ребенка можно и по другим основаниям, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка. Об этом имеется специальное указание в п. 2 ст. 141 СК РФ. В связи с этим отмена усыновления возможна, когда этого требуют интересы усыновленного ребенка.

К таким обстоятельствам могут быть отнесены: отсутствие взаимопонимания; личные качества усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка; некомфортные для ребенка отношения в семье; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания в семье, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8).

Суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет (ст. 57, п. 2 ст. 141 СК РФ). Решающее значение имеет фактическое положение усыновленного в семье усыновителя. Поэтому необходимо оценить, создало ли усыновление необходимые условия для ребенка, и если это подтвердится, то суд вправе отклонить требование об отмене усыновления[34].

Кроме оснований отмены усыновления СК РФ предусматривает перечень лиц, имеющих право требовать отмены усыновления. Круг таких лиц закреплен в ст. 142 СК РФ. К ним законодатель относит: родителей ребенка; усыновителя ребенка; усыновленного ребенка, достигшего 14-летнего возраста; органы опеки и попечительства; прокурора.

К первой категории лиц, обладающих правом требовать отмены усыновления, относятся родители усыновленного. Требовать отмены усыновления родители ребенка вправе в любое время, хотя чаще всего они обращаются с таким требованием, когда усыновление было произведено без их согласия или согласие было вынужденным.

Право требовать отмены усыновления признается за усыновителями ребенка. Предоставляя право усыновителю требовать отмены усыновления, законодатель предвидел, что могут не сложиться личные взаимоотношения между усыновителем и усыновленным и как следствие это может стать причиной прекращения отношений по усыновлению.