При отказе опекуна (попечителя) дать согласие на усыновление ребенка (аналогичная ситуация может возникнуть с приемными родителями) органу опеки и попечительства следует выяснить, чем вызваны его возражения. Если, по мнению органа опеки и попечительства, отказ опекуна (попечителя) дать согласие на усыновление ребенка не обоснован и противоречит интересам ребенка, то соответствующие доводы должны быть изложены в заключении органа опеки и попечительства, представляемом в суд.
Для усыновления детей, которые находятся в приемных семьях, необходимо получить согласие приемных родителей, которые несут ответственность за воспитание ребенка. Если усыновление состоится, то по инициативе органа опеки и попечительства договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью досрочно расторгается (п. 2 ст. 152 СК).
В случае нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в воспитательном, лечебно-профилактическом учреждении или другом аналогичном учреждении (независимо от его ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы) на усыновление ребенка требуется согласие руководителя данного учреждения. Согласие на усыновление должно быть основано на детальном ознакомлении администрации воспитательного учреждения с личностью, документами, условиями жизни усыновителя, выяснении отсутствия противопоказаний к усыновлению.
Во избежание возможных споров согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на усыновление детей должно быть дано в письменной форме (без нотариального удостоверения).
Однако наличие такого согласия само по себе не исключает необходимости получения согласия родителей на усыновление ребенка, но только в предусмотренных СК случаях, т.е. если они живы и не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими, не лишены родительских прав, не уклоняются от воспитания и содержания ребенка.
Решение об усыновлении ребенка может быть вынесено судом без согласия на это опекунов (попечителей), приемных родителей или руководителей воспитательных учреждений, где находятся дети. При отсутствии согласия указанных лиц на усыновление (особенно если отказ необоснованный) суд вправе принять решение об усыновлении ребенка исходя из его интересов. Данное правило предусмотрено в СК для защиты интересов ребенка и обеспечения ему возможности при наличии необходимых предпосылок приобрести новых родителей.
2.2 Согласие ребенка на усыновление (удочерение)
Следующим условием усыновления является согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (ст. 132 СК РФ). Выяснение отношения ребенка к усыновлению имеет важное значение с учетом необходимости соблюдения его прав и интересов. Известно, что 10-летний ребенок в сфере гражданского права является недееспособным, поскольку не обладает той степенью ответственности, которая позволила бы ему разумно вести свои дела. Но он, несомненно, способен разобраться в своих чувствах (симпатии, привязанности или, напротив, неприязни) к лицу, которое намерено стать его усыновителем.
Необходимость получения согласия ребенка, достигшего 10 лет, на усыновление означает, что его воля не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение[14]. В этих целях ему в доступной форме работником органа опеки и попечительства объясняются сущность усыновления и вытекающие из него последствия.
В соответствии со ст. 57 СК учет мнения ребенка в возрасте старше десяти лет о своем усыновлении является обязательным для суда и органа опеки и попечительства. При отсутствии согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление против его воли является недопустимым.
Разъяснения в доступной форме о сущности предстоящего усыновления и его последствиях могут быть даны и ребенку, не достигшему возраста десяти лет, с учетом степени его интеллектуального развития. В этом случае его согласия на усыновление не требуется, однако несогласие ребенка по возможности следует учесть, хотя оно и не имеет правового значения.
Форма выявления и получения согласия ребенка на усыновление органом опеки и попечительства СК не определена. На практике отношение усыновляемого к конкретным усыновителям как к своим возможным родителям выявляется в беседе с ним. Согласие ребенка на усыновление оформляется органом опеки и попечительства в произвольной форме в любом письменном отдельном документе (заявлении, справке и т.п.) либо отражается в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам ребенка[15].
Документ о согласии усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление должен быть приложен к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка (п. 4 ч. 2 ст. 272 ГПК). Наличие либо отсутствие согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление может быть установлено и самим судом в случае привлечения ребенка к участию в деле.
Очевидно, что ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии в полной мере оценить правовые последствия усыновления. В связи с этим предлагается создание специальной комиссии, состоящей из узких специалистов (психологов, психотерапевтов, социологов и др.), которые работали бы с ребенком, помогали бы ему установить контакт с усыновителем. Такая комиссия готовила бы заключение о целесообразности усыновления, позволило бы всесторонне оценить полученное согласие ребенка на усыновление, несмотря на изменчивость его настроения.
Однако согласие ребенка на усыновление требуется не во всех случаях. Так, п. 1 ст. 132 СК РФ предусматривает исключение из общего правила, а именно: если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка. В таком случае согласие ребенка предполагается, поэтому было бы неправильно открывать ребенку истину и выяснять, согласен ли он на усыновление.
Социально-психологическое назначение такой нормы заключается в том, чтобы избежать осложнений во взаимоотношениях ребенка со своими воспитателями, которые проживают вместе с ребенком и заботятся о нем. Сообщение ребенку о том, что данное лицо не состоит с ним в родственных отношениях, может травмировать психику ребенка. Усыновление направлено на создание отношений, характерных для семьи, в которой бы ребенок чувствовал себя родным, поэтому законодатель совершенно оправданно предусмотрел такое исключение, так как в интересах ребенка иногда лучше не знать об отсутствии кровного родства между ним и лицом, осуществляющим функции по воспитанию[16].
2.3 Согласие супруга на усыновление (удочерение)
Следующим обязательным условием для усыновления является согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка (ст. 133 СК РФ). При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами (п. 1 ст. 133 СК РФ).
Совместное усыновление супругами весьма желательно, так как при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями. По общему правилу усыновление осуществляется лицами, состоящими в браке. Обычно при усыновлении имеется в виду принятие ребенка в полноценную семью, в которой у ребенка есть папа и мама, являющиеся супругами. Так законодательство ряда зарубежных государств предусматривает исключения из этого правила. Например, в Норвегии, Швеции, Голландии приняты законы, позволяющие усыновлять детей однополым парам, причем как детей друг друга, так и посторонних[17].
Нормальные условия жизни ребенка в семье не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления.
Для усыновления закон считает обязательным получение согласия только супруга усыновителя, но не других родственников усыновителя, являющихся членами его семьи. Как отмечалось, согласие супруга усыновителя признано необходимым главным образом потому, что его возражение относительно принятия ребенка на воспитание может создать неблагоприятную обстановку. При усыновлении ребенок принимается в семью бессрочно, поэтому большое значение имеет выяснение возможного отношения к ребенку остальных членов семьи усыновителя (кроме супруга). Не исключается ситуация, когда в результате усыновления уменьшится объем их прав, например размер алиментов, доля в наследстве, что вызовет с их стороны нежелательное отношение к ребенку. Психологически понятно, что остальные члены семьи усыновителя связывают уменьшение своих имущественных прав с появлением этого ребенка. Поэтому негативное отношение с их стороны не только к ребенку, но и к самому факту усыновления необходимо воспринимать как вполне ожидаемую реакцию. Из этого, конечно, не следует, что без согласия всех членов семьи усыновителя усыновление невозможно. Поэтому игнорирование законодателем мнения других членов семьи усыновителя (кроме супруга) вполне обоснованно. Если такое согласие было бы обязательно для усыновления, то оно могло бы стать дополнительным осложнением процедуры. Отношение родственников к усыновлению учитывается при оценке всех конкретных обстоятельств, но их волеизъявлению не придается правового значения[18].
Усыновление в известной степени влияет на имущественные права как супруга, так и некоторых других членов семьи (детей усыновителя, его родителей). Охране от возможных изменений в объеме имущественных прав супруга усыновителя в будущем в нормах гл. 19 СК РФ придается второстепенное значение, поскольку их существенные интересы учтены в гл. 7 СК РФ.