Смекни!
smekni.com

Формирование доказательственной базы по гражданским и уголовным делам (стр. 11 из 44)

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых тре­бований, суд апелляционной инстанции посчитал решение по делу № .., не имеющим преюдициального значения для настоящего дела, поскольку в рассматриваемом споре иной состав сторон, а также предмет и основания различны, и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возврата стоимости неосновательно полу­ченного имущества, так как договором сторон согласованы количест­во, цена и общая сумма поставки.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 АПК РФ (1995) обстоятельства, установ­ленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмо­трении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Смысл преюдиции таким образом состоит в том, что обстоятельст­ва, составившие фактическую основу вступившего в законную силу решения, имеют юридическое значение и для нового дела, в кото­ром участвуют те же лица. При этом не требуется тождественность сторон спора, предмета или основания иска по таким делам.


39


ГЛАВА I. Вопросы теории

Что такое преюдициальность и из чего она слагается?



Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № ... имеет преюдициальное значение для настоя­щего дела, о чем правомерно указал суд первой инстанции.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правомерно основываясь на преюдициальном решении Арбитражного суда Че­лябинской области по делу № ... и имеющихся в материалах дела доказательствах отгрузки щебня в адрес ОАО и получения его пос­ледним, сделал вывод об отсутствии установленных законом, ины­ми правовыми актами или сделкой оснований приобретения ука­занного щебня ОАО и о необходимости взыскания стоимости неос­новательного обогащения, включая стоимость провозной платы по железной дороге1.

Применительно к субъективным пределам преюдициальности ин­тересна с теоретической и практической точки зрения возможность придания преюдициального значения решениям суда, вынесенным по искам в защиту неопределенного круга лиц или по заявлениям об оспаривании (признании недействительными) нормативных право­вых актов. Такие решения, бесспорно, имеют публичное значение и могут послужить основанием для подачи значительного количества однотипных исков, в основание которых будет положено ранее выне­сенное решение в защиту прав неопределенного круга лиц.

Поскольку специфика дел в защиту неопределенного круга граж­дан или организаций как раз и состоит в том, что на момент подачи заявления в суд невозможно установить с достоверностью и перечис­лить в заявлении всех участников, права которых требуют судебной защиты, очевидно, что в данном случае не будут соблюдены именно субъективные пределы преюдициальности. Но и требовать от суда, рассматривающего все дела, вытекающие из решения об удовлетво­рении требования в защиту прав неопределенного круга субъектов, повторно устанавливать факт нарушения прав представляется несо­ответствующим требованию принципа процессуальной экономии.

Пока возможным вариантом решения такой проблемы может стать предъявление группового иска, в котором уже будут поимен­но указаны все истцы или же объединение нескольких связанных между собой дел в одно производство. Это освободит суд от много­кратного установления одного и того же фактического состава и предупредит вынесение противоположных по содержанию судеб­ных решений. А в будущем данный пробел должен быть урегули­рован законодательно.

'Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2002 г. по делу № Ф09-2987/02-ГК // Информационно-правовая база «Консультант+».

40


Взаимные пределы преюдициальности судебных постановлений

Интересны положения действующего процессуального законодательст­ва, регулирующие взаимные пределы преюдициальности судебных по­становлений системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу ре­шением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспа­риваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разре­шено арбитражным судом. Похожим образом сформулирована и ч. 3 ст. 69 АПК РФ: вступившее в законную силу решение суда общей юрис­дикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об об­стоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Первое, на что обращаешь внимание при ознакомлении с данными процессуальными нормами права, — резкое сужение круга судебных постановлений и судебных актов, обладающих свойством преюдици­альности — таковым свойством обладают только решения.

Как уже указывалось выше, в арбитражном процессе, равно как и в гражданском, спор разрешается по существу не только решением. Кро­ме того, в судебной практике судов общей юрисдикции бывают случаи, когда вместо решения, разрешающего спор по существу, суд выносит оп­ределение. Особенно часто такое происходит при рассмотрении судом жалоб на действия судебных приставов-исполнителей1 (видимо, суды общей юрисдикции по инерции продолжают руководствоваться прави­лами не действующей в настоящее время ст. 428 ГПК РСФСР).

Означают ли подобные случаи, что определение суда не будет обла­дать свойством преюдициальности при рассмотрении иного дела? Су­дебная практика отвечает на этот вопрос отрицательно.

По одному из дел Федеральный арбитражный суд Уральского округа в мотивировочной части постановления указывает: «...суд первой инстан­ции сделал правомерный вывод о преюдициальном значении опреде­ления Индустриального районного суда г. Перми, которым действия су­дебного пристава-исполнителя не были признаны незаконными. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что к судебному акту, принятому

'См., например, архив Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области за 2004 г. — определение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 11 марта 2004 г. по делу по жалобе Б. на действия судебного пристава-исполнителя Чкаловского ПСП, опре­деление Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 9 марта 2004 г. по делу по жалобе ООО «Оргснаб-С» на действия судебного пристава-исполнителя Чкаловского ПСП и т. д.

41


ГЛАВА I. Вопросы теории

Что такое преюдициальность и из чего она слагается?



в форме определения, не применимы положения о преюдициальное™ (ст. 69 АПК РФ 2002 г.), ошибочен, однако он не повлиял на законность принятого судебного акта. В этой части мотивировочная часть постанов­ления апелляционной инстанции подлежит изменению1.

При решении вопроса о преюдициальности определений суда общей юрисдикции для арбитражного суда необходимо учитывать, что, во-пер­вых, определение, как и судебное решение, относится к числу судебных постановлений. Во-вторых, до тех пор, пока определение суда не отме­нено в установленном законом порядке, оно обладает точно такой же законной силой, что и судебное решение. Кроме того, вынесение вместо решения определения, хотя и является процессуальным нарушением, данное нарушение процессуального законодательства само по себе вряд ли сможет повлечь отмену определения судом вышестоящей ин­станции, поскольку не может быть отменено правильное по существу су­дебное постановление по одним лишь формальным соображениям.

Что касается иных определений суда, то в соответствии с законом они не обладают преюдициальностью при рассмотрении дела в арбитраж­ном суде. Несмотря на это, придание свойства преюдициальности дру­гим определениям суда первой инстанции, например, завершающим рассмотрение дела без вынесения решения, было бы желательно. Осо­бенно это касается определений о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции или ар­битражному суду.

Распространение на такие определения свойства преюдициальности позволит избежать споров о разграничении подведомственности дел судам и арбитражным судам. Ведь после вступления в действие новых процессуальных кодексов было немало случаев, когда и суд общей юрисдикции, и арбитражный суд прекращали производство по делу в связи с неподведомственностью спора, и тем самым грубо нарушали конституционное право граждан и организаций на судебную защиту. Да и сейчас, когда новый АПК РФ и ГПК РФ действуют значительный пери­од времени, приняты рекомендации, касающиеся подведомственности высшими судебными органами, такие ситуации в судебной практике не исключены окончательно.