Смекни!
smekni.com

Формирование доказательственной базы по гражданским и уголовным делам (стр. 12 из 44)

Таким образом, при внесении соответствующих изменений в процес­суальные кодексы или при даче соответствующих разъяснений высши­ми судебными инстанциями можно было бы исключить значительную часть споров о подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Поскольку, если вступившим в законную си­лу определением суда общей юрисдикции будет отказано в принятии

' Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2002 г. по делу № Ф09-2728/02ГК // Информационно-правовая база «Консультант+».

искового заявления по причине того, что дело не подлежит разреше­нию в порядке гражданского судопроизводства или по этому же осно­ванию производство по гражданскому делу будет прекращено судом общей юрисдикции, в силу свойства преюдициальности вступившего в законную силу судебного постановления арбитражный суд должен бу­дет принять к своему производству данное дело и наоборот.

Другой вопрос, касающийся взаимных пределов преюдициально­сти судебных постановлений системы судов общей юрисдикции и ар­битражных судов, связан с формулировкой ч. 3 ст. 69 АПК РФ о том, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбит­ражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельст­вах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Такая формулировка представляется неудачной. Как уже указыва­лось, свойство преюдициальности придается судебным постановлени­ям только при соблюдении в совокупности двух критериев — объек­тивных и субъективных пределов преюдициальности. Между тем рас­плывчатость фразы «имеющих отношение к лицам, участвующим в деле» позволяет арбитражным судам не соблюдать требование о субъективных пределах преюдициальности. Проиллюстрируем такой вывод примером из судебной практики.

Администрация одного из муниципальных образований Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Главному управлению Министерства юстиции РФ по Свердловской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства о взыскании 3653 руб. 29 коп. неосновательно взысканно­го исполнительского сбора по исполнительным листам. В последую­щем истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчиков вред, причиненный ему в результате незаконных действий государст­венных органов. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что постановлениями судебного пристава-исполнителя с Адми­нистрации МО был взыскан исполнительский сбор по исполнительным документам в общей сумме 3653 руб. 29 коп. Определением районно­го суда действия судебного пристава-исполнителя по взысканию испол­нительского сбора были признаны неправомерными.

Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, иск удовлетворен в полном объеме. Ос­тавляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу ответчика — без удовлетворения, суд кассаци-

43


ГЛАВА I. Вопросы теории

Что такое преюдициальность и из чего она слагается?



онной инстанции указал, что в силу ст. 3 ФЗ от 21.07.97 № 119-ФЗ «О су­дебных приставах» судебный пристав является должностным лицом. Поэтому вред, причиненный в результате его незаконных действий, возмещается в соответствии со ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ.

Удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции обоснованно исхо­дил из того, что незаконность действий судебного пристава-исполните­ля установлена вступившим в законную силу судебным актом, поэтому согласно ст. 58 АПК РФ' указанное обстоятельство не подлежит доказы­ванию вновь.

Доводы заявителя о неправильном применении ст. 58 АПК РФ от­клоняются, поскольку п. 3 указанной нормы не ставит преюдициаль­ное значение обстоятельств, установленных решением суда общей юрисдикции, в зависимость от участия в деле. Согласно этой норме та­кие обстоятельства должны иметь отношение к лицам, участвующим в деле. Признание действий судебного пристава-исполнителя неправо­мерными имеет непосредственное отношение к рассматриваемому спору и к лицам, участвующим в деле. В равной степени это относится и к Министерству юстиции РФ, обязанному в таких случаях возмещать убытки за счет казны РФ. Ссылка заявителя на недоказанность непра­вомерного характера действий причинителя вреда во внимание не принимается, так как неправомерность действий судебного пристава — исполнителя установлена судом общей юрисдикции2.

Согласиться с выводами суда в данном случае нелегко. Буквальное толкование положения ч. 3 ст. 69 АПК РФ (о том, что данная норма придает преюдициальное значение обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, вне зависимости от участия лица в деле) противоречит конституционному праву на судебную защиту, которое распространяется в равной степе­ни и на органы исполнительной власти (ст. 46 Конституции РФ), и п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. № 13. В соответ­ствии с ним факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Если в этом деле участвуют и другие лица, для них эти факты не имеют преюдициального значения и устанавливают­ся на общих основаниях. Кроме того, действующее законодательство наделяет абсолютно равной силой вступившие в законную силу и ре­шения суда общей юрисдикции, и решения арбитражного суда.

Подобные ситуации нередки. Очень часто граждане и организации предварительно оспаривают действия различных административных ор-

1 Имеется в виду АПК РФ 1995 г. В новом АПК РФ — это ст. 69.

2 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа oi20 июня 2002 г. по
делу № Ф09-1271/02-ГК // Информационно-правовая база «Консультант*».

44



ганов или их должностных лиц. При этом к участию в деле привлекает­ся только лишь соответствующее должностное лицо или в целом кон­кретный государственный орган. Затем спустя какое-то время предъяв­ляется иск о возмещении вреда, причиненного неправомерными дейст­виями (бездействием) государственного органа, его должностного лица, и такой иск заявляется уже к казне РФ, от имени которой выступают Ми­нистерство финансов РФ, Министерство юстиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ и пр. Пере­численные субъекты узнают о вынесенном ранее решении о признании тех или иных действий должностного лица или государственного органа, как правило, только после предъявления соответствующего иска.

Решение, вынесенное ранее, не может быть положено в основу решения суда об удовлетворении исковых требований о возмеще­нии вреда, предъявленного к вышеназванным субъектам, посколь­ку при рассмотрении другого дела они ни истцом, ни судом к уча­стию в деле не привлекались. Следовательно, названные лица не могли приводить свои доводы и доказательства, не могли своевре­менно обжаловать судебный акт в случае несогласия с ним. При та­ких обстоятельствах и в соответствии со ст. 69 АПК РФ факты, уста­новленные ранее вынесенным решением, не являются преюдици­альными и должны доказываться вновь.

Иное толкование обсуждаемого положения ст. 69 АПК РФ, на наш взгляд, противоречит конституционному праву на судебную защиту.

Несоблюдение норм процессуального законодательства, регулирую­щего вопросы преюдициальности вступивших в законную силу судебных постановлений судов общей юрисдикции и судебных актов арбитражных судов, влечет за собой отмену решения как вынесенного с нарушением норм процессуального права. Так, в одном из постановлений ВАС РФ да­ет достаточно резкую характеристику действиям суда, не соблюдающего требования процессуального законодательства о преюдициальности. Приведем выдержку. «Постановлением Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации № ... установлен факт отсутствия за­долженности предприятия перед банком по централизованным креди­там, полученным по договорам, заключенным в 1993 году и на основа­нии которых предъявлен рассматриваемый иск. В соответствии со стать­ей 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации' это обстоятельство имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и, следовательно, не подлежит доказыванию. В нару­шение статей 58, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирско-

1Имеется в виду АПК РФ 1995 г. В новом АПК РФ — это ст. 69.

45


ГЛАВА I. Вопросы теории

Что такое преюдициальность и из чего она слагается?