Смекни!
smekni.com

Формирование доказательственной базы по гражданским и уголовным делам (стр. 18 из 44)

63


ГЛАВА II. Судебная практика

Содержание доказывания складывается из трех основных момен­тов. Сторона, доказывающая свои требования, должна:

1) доказать факт причинения ей вреда и/или нарушения ее права
(далее — причинения вреда);

2) подтвердить, что причиненный вред имеет именно такие харак­
тер и объем, какие обусловливают удовлетворение требований;

3) обосновать, что этот вред причинен действиями противополож­
ной стороны, то есть продемонстрировать причинную связь между
этими действиями и причиненным вредом.

Во многих случаях предмет доказывания включает также и четвер­тый момент — виновность стороны, причинившей вред, то есть факт осознанного (умышленного или неосторожного) причинения ею вреда.

Стороне, стремящейся отклонить требования (обвинение), достаточ­но доказать, что вред вообще не был причинен (а право не было нару­шено) либо что между ее действиями и причиненным вредом нет при­чинной связи. Если виновность лица в рассматриваемом случае являет­ся обязательным условием ответственности, то ответчику (подсудимому) достаточно доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Здесь, однако, следует заметить, что в гражданском праве действует презумп­ция вины причинителя вреда (лица, не исполнившего обязательство); поэтому в гражданском процессе обязанность доказать отсутствие собст­венной вины возлагается на эту сторону, а не на сторону, заявляющую требования. Кроме того, предметом доказывания для ответчика (подсу­димого) могут быть реальный объем и характер вреда: обоснование то­го, что заявленные требования не соответствуют реально причиненному вреду, может повлечь переквалификацию действий стороны либо фак­тическое освобождение от ответственности (если вред, нанесенный по­терпевшему или истцу, незначителен).

Обговорив эти общие вопросы, мы можем перейти к обзору дока­зывания по конкретным делам.

Разумеется, в одной статье невозможно дать исчерпывающую хара­ктеристику практики доказывания по всем категориям дел, и поэтому считаем целесообразным остановиться на наиболее распространен­ных и характерных для российской практики делах. Пока мы не раз­граничиваем доказывание по уголовным и гражданским делам в рам­ках этих категорий: особенности доказывания в уголовном и граждан­ском процессах будут оговорены для каждого случая отдельно.

Дела о причинении вреда жизни и здоровью

Дела, связанные с повреждением здоровья и причинением смерти, — одна из традиционных категорий правовых споров, и многие схемы до­казывания в этой области давно уже отработаны. Тем не менее на от-

64



Как доказать нарушение?

дельные вопросы следует обратить внимание. Независимо от того, идет ли речь об уголовном деле или о возмещении причиненного вреда, до­казыванию подлежат следующие обстоятельства: факт повреждения здоровья или смерти; характер повреждений здоровья и степень их тя­жести; причинная связь между действиями ответчика (подсудимого) и повреждением здоровья (смертью). Вопрос об обязательном доказыва­нии вины решается дифференцированно в зависимости от того, уголов­ное или гражданское рассматривается дело, а если доказывание проис­ходит в рамках гражданского процесса, то в зависимости от обстоя­тельств причинения: причинен ли вред источником повышенной опас­ности, в ходе выполнения работником трудовых обязанностей и т.п. Об­ратимся к анализу доказывания перечисленных фактов.

Факт повреждения здоровья и факт смерти. Поскольку повре­ждение здоровья есть отклонение от медицинской нормы, для того чтобы доказать это повреждение, необходимо, чтобы оно получило соответствующую медицинскую квалификацию и было задокументи­ровано. Оценку повреждения здоровья может проводить только ме­дицинское учреждение, имеющее лицензию на оказание медицин­ской помощи, а в случае проведения оценки в рамках судебно-меди­цинской экспертизы — имеющее лицензию на проведение такой экс­пертизы. Так, Верховный Суд РФ отмечает, что диагноз «профессио­нальное заболевание» могут устанавливать впервые только специа­лизированные лечебно-профилактические учреждения (п. 6 Постано­вления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3).

В случае, если медицинскую помощь потерпевшему оказывали част­ные лица или если он лечился самостоятельно, доказать факт повреж­дения здоровья будет затруднительно. В принципе суды допускают в качестве доказательств повреждения здоровья свидетельские показа­ния, однако чаще всего они рассматриваются как дополнительный ис­точник фактических данных по делу, поскольку свидетели, как прави­ло, не являются экспертами в области медицины и могут дать лишь приблизительную оценку вреда, причиненного здоровью.

65

Свидетельские показания активно используются судами для
оценки фактических обстоятельств по делам, связанным с побоями.
С. совершила убийство сына в результате длительной психотравми-
рующей ситуации. Показания свидетелей о том, что сын часто изби­
вал ее, были подкреплены протоколом медицинского освидетель­
ствования С. и заключением судебно-медицинской экспертизы. Учи­
тывая это, коллегия Верховного Суда РФ переквалифицировала ее
действия с ч. 1 ст. 105 УК РФ на ч. 1 ст. 107 УК РФ и изменила нака­
зание (Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным
делам Верховного Суда РФ за 2002 г.).


ГЛАВА II. Судебная практика



Как доказать нарушение?



Факт смерти лица подтверждается свидетельством о смерти, которое выдается органами загса на основании соответствующей медицинской справки. Однако в целях судебного доказывания одного свидетельства, как правило, недостаточно. Поскольку в дальнейшем необходимо будет установить причинную связь между действиями ответчика (подсудимо­го) и смертью потерпевшего, суду должны быть предъявлены и данные, позволяющие установить причину смерти. Их источником может быть медицинское заключение, констатирующее смерть человека; такое за­ключение должно быть составлено в точном соответствии с Приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2001 г. № 460. Факт смерти лица от опреде­ленных причин может подтверждаться и свидетельскими показаниями, особенно в случае, когда судебно-медицинская экспертиза не позволяет однозначно установить причину смерти.

Факт смерти лица, если его тело не обнаружено и не может быть обнаружено, должен быть подтвержден другими доказательствами, включая документы, свидетельские показания и заключения экспер­тов. Так, если после крушения самолета тело одного из пассажиров не было найдено, то факт его смерти может быть подтвержден следую­щими доказательствами: запись в реестре авиакомпании о приобре­тении пассажиром билета и о его регистрации на указанный рейс; по­казания свидетелей, сообщающих, что пассажир действительно попал на борт самолета в ходе посадки; заключение эксперта, оценивающее возможность для пассажиров остаться в живых в ходе аварии. Это процедура, сходная с процессом признания лица умершим.

Характер и степень повреждения здоровья. Тяжесть и особен­ности вреда, причиненного здоровью, должны быть подтверждены, как и сам факт повреждения, медицинским заключением. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) и ряд ведомственных нормативных документов оп­ределяют основания, в соответствии с которыми оценивается тяжесть вреда здоровью (включая степень утраты трудоспособности). Заклю­чение, оценивающее тяжесть повреждений, должно содержать от­сылки к этим нормам и четко указывать на зафиксированные наруше­ния здоровья (включая их предположительные причины).

В этой сфере существует ряд проблем, связанных с толкованием оце­ночных терминов (таких, как «неизгладимое обезображение лица» — ст. 111 УК РФ), которые могут быть разрешены только судом при рассмот­рении конкретного дела, поскольку законодатель намеренно оставил здесь некоторый простор для судебного усмотрения. Также следует об­ратить внимание на то, что в медицинском заключении должен быть указан срок утраты потерпевшим трудоспособности, поскольку этот срок имеет существенное значение при определении тяжести причиненного вреда и квалификации противоправных деяний.

66


Ч. и К. с целью хищения у И. имущества избили его, в результате причинив легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства. Районный суд посчитал Ч. и К. виновными в разбой­ном нападении на основе заключения судебно-медицинского экс­перта, признав действия Ч. и К. насилием, опасным для жизни и здо­ровья. Коллегия Верховного Суда РФ приговор отменила на том ос­новании, что заключение эксперта не соответствовало требованиям Правил производства судебно-медицинских экспертиз: в заключе­ние не было ссылки на утрату И. трудоспособности, а также не была установлена длительность расстройства здоровья. Без этих данных правильно квалифицировать действия обвиняемых районный суд не мог (Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголов­ным делам Верховного Суда РФ за 2001 г.).

Параллельно с доказыванием тяжести нарушения здоровья истец (потерпевший) вправе также обратиться к доказыванию причиненно­го повреждением здоровья имущественного ущерба, включая затраты на лечение, санаторное обслуживание, утрату дохода и т.п. (п. 29 Пос­тановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3).