Смекни!
smekni.com

Формирование доказательственной базы по гражданским и уголовным делам (стр. 19 из 44)

Причинная связь и вина. Поскольку процедура доказательства при­чинной связи и вины едва ли заметно различается для разных категорий дел, мы остановимся на ней один раз и больше к этому вопросу возвра­щаться не будем. Учитывая разнообразие жизненных ситуаций, в кото­рых причиняется вред, здесь можно дать лишь самые общие рекомен­дации. Круг доказательств, допустимых при установлении вины лица и причинной связи вреда с его действиями, принципиально не ограничен.

По общему правилу, доказывание вины причинителя вреда возла­гается на противоположную сторону только при рассмотрении уго­ловных дел, а в гражданском процессе сам ответчик должен доказы­вать отсутствие своей вины либо наличие обстоятельств, исключаю­щих ответственность, и при наличии вины (необходимая оборона, причинение вреда в состоянии, когда гражданин был не способен по­нимать значение своих действий). Так, если речь идет о возмещении вреда здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, вина работодателя презюмируется, и в судебном споре на него возлагается обязанность доказать ее отсутствие (п. 5, б Постановления Пленума ВС РФ от 28 апреля 1994 г. № 3).

При доказывании причинной связи следует уделять внимание хро­нологии фактов по делу, однако эта хронология не может подме­нять собой собственно причинно-следственную связь. А. обратился с иском к военному комиссариату, где требовал возместить вред,

67


ГЛАВА II. Судебная практика

Как доказать нарушение?



причиненный повреждением здоровья во время военной службы. Городской суд оставил иск А. без удовлетворения на том основании, что нарушения порядка призыва истца на военную службу не уста­новлено, а между фактом обострения заболевания во время прохо­ждения службы в 1981 г. и утратой трудоспособности в 1997 г. при­чинно-следственной связи не прослеживается. Коллегия Верховно­го Суда РФ отменила приговор, ссылаясь на акт судебно-медицин­ской экспертизы, подтверждающий, что обострение заболевания возникло в результате неадекватного лечения в медицинском пунк­те, а также частых переохлаждений на военных учениях. Временной разрыв между этим обострением и утратой трудоспособности значе­ния для правильного разрешения дела не имел (Определение Вер­ховного Суда РФ от 15 мая 2000 г. по делу № 84-В99-16).

Выше речь шла в основном о том, как должна доказывать свои
требования сторона, их заявившая. Стратегия стороны, оспариваю­
щей эти требования, заключается в том, чтобы подвергать сомне­
нию их фактические основания: указывать на ошибочность меди­
цинского заключения или отсутствие у него необходимых реквизи­
тов, приводить альтернативное заключение эксперта, обращаться к
свидетельским показаниям и т.д. Как здесь, так и в случаях, рассмо­
тренных ниже, ответчик (подсудимый) вправе ссылаться на то, что
предъявляемые суду доказательства получены незаконным спосо­
бом, и доказывать это. . .

Верховный Суд РФ отменил приговор в отношении супругов К., ос­нованный на свидетельских показаниях и заключении эксперта, на том основании, что разбирательство по делу проведено односто­ронне и неполно. Судебно-медицинская экспертиза в нарушение требований УПК РСФСР была назначена до возбуждения уголовно­го дела, при этом обвиняемые не знакомились с постановлением о ее назначении, им не разъяснялось право отвода эксперта. Верхов­ный Суд РФ отметил, что упомянутое заключение судебно-медицин­ского эксперта не основано на законе, не имеет юридической силы и в соответствии со ст. 69 УПК РСФСР не является доказательством (Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным де­лам Верховного Суда РФ за 2002 г.).

В случаях, когда ответственность наступает и без вины (ст. 1068, 1070, 1078, 1079 ГК РФ и др.), причинитель вреда также может дока­зывать, что вред наступил по вине потерпевшего, что является осно­ванием для освобождения от ответственности или снижения ее объе­ма. Процедура доказывания здесь не отличается от доказывания вины и причинной связи на стороне истца (потерпевшего).

68



Дела о защите чести и достоинства

Новый Гражданский кодекс РФ сделал процедуру защиты чести и достоинства вполне обыденной практикой, к которой сегодня мо­жет прибегнуть каждый. Граждане России действительно пользуют­ся этой возможностью — число судебных дел, связанных с защитой чести и достоинства, растет. Однако российское законодательство не так уж много говорит о том, каким образом должны доказывать­ся факты распространения сведений, порочащих честь и достоинст­во. Поэтому посмотрим, как должна выглядеть процедура доказы­вания с теоретической точки зрения и как она выглядит в современ­ной судебной практике.

Диффамация и ее виды. Прежде всего отметим, что факт распро­странения порочащих лицо сведений, или диффамация, может отно­ситься к одной из трех групп:

1) распространение заведомо ложных порочащих сведений, или
умышленная недостоверная диффамация;

2) неумышленное распространение ложных порочащих сведений,
или неумышленная недостоверная диффамация;

3) распространение правдивых порочащих сведений, или достовер­
ная диффамация.

Эти виды диффамации отличаются по своим юридическим последст­виям. Так, умышленная недостоверная диффамация, или иначе клеве­та, влечет уголовную ответственность по ст. 129 УК РФ и гражданско-пра­вовую ответственность в соответствии со ст. 152 ГК РФ; неумышленная недостоверная диффамация уголовной ответственности не влечет, но гражданско-правовая ответственность сохраняется. Достоверная диф­фамация — это особый тип, который юридической ответственности для распространителя сведений не влечет, но для лица, подвергшегося диф­фамации, создает право на ответ в СМИ.

В рамках нашего анализа мы будем говорить преимущественно о неумышленной недостоверной диффамации, поскольку:

—это наиболее типичный и распространенный пример диффама­
ции, вызывающий в то же время больше всего спорных вопросов;

—два остальных типа диффамации в аспекте доказывания отлича­
ются от него незначительно.

Об особенностях доказывания достоверной диффамации и клеве­ты мы скажем отдельно. Кроме того, в ходе анализа будем при необ­ходимости обращаться к примерам нарушения не только чести и до­стоинства, но и деловой репутации, так как с точки зрения доказыва­ния эти категории дел аналогичны.

Итак, в типичном случае распространение недостоверных сведе­ний, порочащих честь и достоинство, считается доказанным, если до-

69


ГЛАВА II. Судебная практика



Как доказать нарушение?



казаны три основных факта: собственно факт распространения сведе­ний, факт недостоверности этих сведений и факт нарушения распро­странением этих сведений чести и достоинства.

Факт распространения сведений. Для того чтобы говорить о дока­зывании факта распространения сведений, в первую очередь необходи­мо определить, что есть распространение. Постановление Пленума Вер­ховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, воз­никших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства гра­ждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее — Постановление Пленума ВС РФ) относит к распространению сведений, порочащих честь и достоинство, следующие действия:

■ опубликование сведений в печати;' ;

■ трансляция сведений по радио-, теле-, видеопрограммам и в дру­
гих средствах массовой информации;

■ изложение сведений в служебных характеристиках, заявлениях,
адресованных должностным лицам;

■ сообщение сведений в публичных выступлениях;

■ сообщение сведений в иной (в том числе устной) форме несколь­
ким лицам или хотя бы одному лицу. При этом следует заметить, что
сообщение сведений только тому лицу, которого они касаются, не
должно рассматриваться как их распространение (п. 2 Постановления
Пленума ВС РФ).

Судебная практика ныне склоняется к тому, чтобы рассматривать в качестве средств массовой информации, в которых могут быть опуб­ликованы диффамационные материалы, и интернет-ресурсы. Так, в конце 2002 г. компания «Тройка Сталь» обратилась в суд с иском против ООО «Мегасофт», которому принадлежал интернет-сайт MetalTorg.Ru. Смысл требования заключался в том, чтобы обязать ответчика удалить с форума сайта информацию, порочащую истца. В конечном счете было принято решение об удовлетворении иска, а 1 марта 2004 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа отклонил кассационную жалобу ответчика.

Ссылка на страницы интернет-ресурсов является сравнительно но­вым способом представления доказательств. Однако об обеспечении доказательств, связанных с сетью Интернет, написано уже немало1.

Вообще же форма представления доказательств суду зависит от то­го, каким образом были распространены сведения. Для удобства из­ложения приведем эти формы в таблице.


i


Тип распространения Формы представления доказательств
Печатные СМИ Оригинал или заверенная копия экземпляра издания
Радио-, теле-, видеопрограммы Оригинал или заверенная копия записи теле-, радио-, видеопередачи
Интернет-ресурсы Заверенная распечатка интернет-страницы, заверенный лог-файл интернет-провайдера, заверенные отчеты поисковых систем и стати­стических интернет-сервисов (SpyLOGи др.)
Заявления, жалобы, характеристики и другие документы Оригинал или заверенная копия соответствующего документа
Публичные выступления Запись выступления, свидетельские показания
Личные беседы Запись беседы, свидетельские показания

Необходимо обратить внимание и еще на одну проблему. Если рас­пространение сведений происходило через средства массовой инфор­мации, то возникают дополнительные ограничения, которые в опреде­ленных случаях переносят бремя ответственности на иных лиц, то есть фактически позволяют признавать этих других лиц ответственными за распространение. Статья 57 Федерального закона «О средствах массо­вой информации»' устанавливает несколько таких случаев, которые свя­заны: с дословным воспроизведением публичных выступлений, матери­алов других СМИ, с опубликованием обязательных сообщений, запро­сов и материалов пресс-служб, информации информационных агентств, а также с опубликованием текстов, не подлежащих редактированию, или авторских материалов, идущих в эфир без предварительной записи.