Смекни!
smekni.com

Формирование доказательственной базы по гражданским и уголовным делам (стр. 23 из 44)

Особо следует сказать о проблемах доказывания, связанных с оце­ночными понятиями и терминами, употребляемыми в нормах закона. Содержание таких терминов, как «существенный», «значительный», «крупный», «малозначительный», «незначительный», «достаточный» и др., специально не раскрывается законодателем в расчете на то, что суд самостоятельно оценит применимость этих квалифицирующих признаков в конкретной правовой ситуации. Это означает, что сторо­ны должны уделять особое внимание тому, чтобы доказать возмож­ность (невозможность) применения этих признаков для квалифика­ции вреда по рассматриваемому делу. Для этого могут привлекаться различные доказательства, включая свидетельские показания, экс-


ГЛАВА II. Судебная практика

пертные заключения, документы и др. О том, что важно уделять этим признакам внимание, говорит следующий пример.

П., работая директором научно-учебного центра, в марте 1999 г. допус­тил утрату имущества центра на сумму 5200 руб. и был осужден район­ным судом по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Коллегия Верховного Суда РФ приговор отменила и прекратила дело, указав, что ст. 293 УК РФ в ка­честве обязательного признака состава преступления предусматривает существенное нарушение прав и законных интересов граждан или орга­низаций либо охраняемых законом интересов общества или государст­ва вследствие халатности. Ни одно из имеющихся в деле доказательств не свидетельствовало о том, что ущерб в размере 5200 руб. является для центра существенным. Следовательно, наступление в результате содеян­ного П. общественно опасных последствий не было доказано, что ис­ключало возможность привлечения его к уголовной ответственности (Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2001 г.).

По итогам проведенного анализа следует высказать несколько замеча­ний о разграничении особенностей доказывания по гражданским и по уголовным делам (независимо от предмета судебного спора).

В первую очередь следует отметить, что доказывание по уголовным делам в отличие от аналогичной процедуры в гражданском процессе неразрывно связано с обсуждением поведения подсудимого лица. За­конодательство и акты Верховного Суда РФ предполагают, что по ка­ждому уголовному делу должна быть установлена форма вины, выяс­нены мотивы, цель и способ совершения деяния, а также исследова­ны иные обстоятельства, имеющие значение для правильной право­вой оценки содеянного и назначения виновному справедливого нака­зания (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 27 января 1999 г. № 1 и др.). Поэтому стороны должны уделять доказательству этих вопросов самое серьезное внимание.

Городской суд признал Т. виновным в хищении имущества путем рас­траты, совершенном с использованием служебного положения. Вер­ховный Суд РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, пришел к выво­ду о необходимости переквалифицировать действия Т. по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). По делу не были установлены обстоятельства, подтверждающие наличие у Т. умысла на совершение хищения. Напротив, согласно показаниям Т. и других лиц, а также письменным документам имущество должно было быть возвращено

82,


f

I

I

I


Как доказать нарушение?

государству, чему препятствовало заключение Т. под стражу. Коллегия Верховного Суда РФ отметила, что эти сведения доказательствами не опровергнуты, и приговор изменила (Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2001 г.).

Анализ практики рассмотрения судами уголовных дел показыва­
ет, что по этим делам существенный удельный вес среди доказа­
тельств имеют показания свидетелей. В связи с этим стороны долж­
ны обращать внимание на согласованность, непротиворечивость
свидетельских показаний. Наличие противоречий и неясностей в
показаниях зачастую приводит к постановлению необоснованного и
незаконного приговора, а также к последующей отмене приговора
вышестоящими инстанциями.-■■

Работники милиции С. и К. были признаны виновными в совершении с применением насилия действий, явно выходящих за пределы их полномочий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Отменяя приговор районного суда, Судебная кол­легия Верховного Суда РФ пришла к выводу, что доказательства, при­веденные судом первой инстанции в обоснование виновности осуж­денных, исследованы неполно, некоторые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, остались непроверенны­ми. В частности, были зафиксированы противоречия в показаниях свидетелей, чему суд первой инстанции не уделил достаточного вни­мания (Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2001 г.).

По гражданским делам, напротив, повышенное внимание уделяет­ся доказательствам документального характера. Поскольку для пра­вильной квалификации действий сторон по делу суд должен владеть подробной информацией об их правовом статусе и характере право­отношений между ними, сторонам следует уделять внимание поиску и подбору документов, фиксирующих эти юридические факты.

Г. обратился с иском к М. и Ю. о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием. Виновным в ДТП был ранее признан Ю., управлявший автобусом, собственником которого явля­лась М. Суд удовлетворил требования частично, а в иске к М. отказал. Верховный Суд РФ отметил, что для решения вопроса о том, владелец источника повышенной опасности или виновник автоаварии должен возмещать причиненный ущерб, суду надлежало предложить сторо­нам представить доказательства, выполнял ли Ю. обязанности, возло­женные на него работодателем, или использовал автобус в своих ин­тересах. Не приобщен к делу путевой лист на день аварии, а также не

83


ГЛАВА 2. Судебная практика


f



проверено заявление М. о том, что автобус в тот день подлежал ре­монту. Исходя из этого коллегия ВС РФ решение отменила и дело на­правила на новое рассмотрение (Определение Верховного Суда РФ от 19 марта 2001 г. по делу № 13-ВПР01-3).

Для доказательства вины ответчика по гражданским делам часто приходится обращаться к нормам действующего законодательства, устанавливающим служебные или профессиональные обязанности ответчика, в том числе к ведомственным нормативным актам, доступ к которым истцу порой затруднен. Следует обращать внимание на та­кие нормы, а в случае невозможности ознакомиться с ними обращать­ся к суду с просьбой об истребовании указанных ведомственных доку­ментов, так как в силу отсутствия точной информации о содержании этих нормативных актов истец порой не в состоянии адекватно обос­новать свои требования, что приводит к постановлению судом не ос­нованного на законе решения.

К. по договору купли-продажи приобрел автомобиль. При поста­новке автомобиля на учет выяснилось, что машина находится в ро­зыске в течение 9 месяцев, и автомобиль был задержан. Полагая, что в силу небрежного отношения к своим служебным обязанно­стям со стороны работников ГАИ ему был причинен как материаль­ный, так и моральный ущерб, К. обратился в суд с иском к управле­нию внутренних дел.

При этом истец ссылался на то, что приобретенный им автомобиль неоднократно снимался и ставился на учет работниками ГАИ. Непос­редственно перед покупкой автомашины он специально выяснял, не находится ли она в розыске, и получил отрицательный ответ. Район­ный суд отказал К. в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при проверке автомобиля по учетам разыскиваемого транспорта не долж­на осуществляться сверка со сходными номерами автомобилей, нахо­дящихся в розыске. Верховный Суд РФ отменил решение суда, указав на то, что такая обязанность сотрудников ГАИ прямо предусмотрена ведомственной инструкцией от 26 декабря 1994 г., и обратив внима­ние на то, что похищенный автомобиль не был своевременно выяв­лен в результате халатности начальника РЭО.

В целом приведенные примеры и другие судебные дела показывают, что содержание доказывания в уголовном и гражданском процессе в значительной степени определяется не только нормами российского за­конодательства, но и положениями судебной практики, выводами судов по конкретным делам и обобщениями вышестоящих судов. И, следова­тельно, знание практики судов по соответствующей категории дел есть одно из необходимых условий квалифицированной и грамотной защи­ты своих интересов в судебном процессе.

84


В.Н. Соловьев,

судья Верховного Суда РФ

ОСОБЕННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ

ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ЛИЧНЫХ

НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

Честь

Понятия чести, достоинства известны человечеству с древнейших вре­мен. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, порой определяя их общественные взгляды и направления деятельности.