В России честь, достоинство, доброе имя и деловая репутация традиционно защищались правом. Так, еще «Русская Правда» предусматривала защиту от посягательств на честь и достоинство личности. По отношению к подобным деяниям «Русская Правда» применяла термин «обида»1.
Однако защита чести, достоинства и других личных неимущественных благ обычно предусматривалась в рамках уголовного права.
Наибольший интерес в этой связи представляет Артикул воинский 1715 года, принятый Петром I. Статьи 149, 151 главы 18— о поносительных письмах, бранных и ругательных словах — Артикула воинского содержали в себе практически все признаки диффамаци-онного деликта: письменное распространение ложных, порочащих доброе имя и честь сведений, а также предусматривали меру защиты от такого деликта — «пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал...». Фактически речь идет об опровержении ложных, порочащих сведений2.
Несмотря на то что в конце XIXвека российские цивилисты серьезно занимались решением проблемы гражданско-правовой защиты личных неимущественных благ и почти вплотную подошли к ее решению, российское гражданское право в целом этот вопрос не рассматривало и своего механизма защиты таких прав не создало.
См.: Владимирский-Буданов М. Ф Обзор истории русского права. 1995. С. 311. 'См.: Потапенко С. В. Судебная защита от диффамации в СМИ // Автореф дисс. докт. юрид. наук. 2002. С. 30.Личные неимущественные права охранялись советским гражданским правом лишь в случаях, особо предусмотренных законом (ст. 1 Основ, ст. 1 ГК РСФСР). К ним относились право на честь и достоинство (ст. 7 Основ, ст. 7 ГК РСФСР) и право на собственное изображение (ст. 514 ГК РСФСР).
Право на честь и достоинство было предоставлено не только гражданам, но и организациям (ст. 7 Основ).
При переходе от социалистической законности к современному правопорядку возникло немало неприятностей, связанных с устареванием нормативной базы.
Обобщение судебной практики по вопросам защиты чести и достоинства в 1991 году позволяет видеть, насколько невысоким был уровень правосознания граждан в этой области, и выделить ряд проблем, подлежавших разрешению в первую очередь:
— граждане обращались в суд с иском об опровержении пороча
щих сведений, содержащихся в характеристиках делового порядка,
аттестационных, а этот вопрос не подведомствен суду;
— не существовало законодательно установленного положения о си
стеме ссылок на источник информации, в соответствии с которыми мож
но было бы обнаружить реального ответчика (так, приходилось отдель
но разъяснять, что не является оскорблением изложение сведений, ос
нованных на материалах уголовных или гражданских дел, и т. п.);
— судьи отказывали в возбуждении иска без законных на то осно
ваний (например, в случае имевшего место предварительного обсуж
дения данного конкретного дела в общественной организации);
— в суд обращались представители администрации субъектов Феде
рации с исками о защите деловой репутации, но в силу того, что адми
нистрация города не является юридическим лицом и не может иметь де
ловой репутации, такого рода иски не могли быть удовлетворены;
— возникало множество вопросов, связанных с тем, что закон пре
дусматривал опровержение самих сведений, а не домыслов, склады
вающихся у граждан по прочтении ложной информации;
— остро стояла теоретическая проблема о степени конкретизации
объекта критики (использование в статье обозначений, позволяю
щих догадаться о реальном их прототипе, не есть основание для от
каза в иске лицу, пострадавшему от завуалированной критики);
Особенности доказывания по делам о защите личных неимущественных благ
—
ряд осложнений был связан с тем, что компенсация морального— проблемой было неисполнение или ненадлежащее исполнение
судебных решений1.
Создатели нового ГК РФ 1994 года попытались учесть все названные проблемы и разработать нормативную базу, оптимально соответствующую современным общественным потребностям.
Понятия «честь», «достоинство» и «репутация» по смыслу весьма близки друг другу и часто используются в составе единого словосочетания: защита чести и достоинства, унижение чести и достоинства.
Честь представляет собой общественную оценку личности, определенную меру духовных, социальных качеств личности и является важнейшим нематериальным благом человека наряду с его жизнью, свободой, здоровьем2.
По определению А. М. Эрделевского «честь — это сопровождающе
еся положительной оценкой общества отражение качеств лица в об
щественном сознании»3.
В своей книге «Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита» А.Л. Анисимов выделяет три аспекта понятия «честь»:
1) характеристика самой личности (качества лица). Данная сторона
понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, в
особенности в Словаре живого великорусского языка В. И. Даля —
«внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, чест
ность, благородство души и чистая совесть»4;
2) общественная оценка личности (отражение качеств лица в обще
ственном сознании). Понятие чести изначально предполагает, что эта
оценка положительная;
3) общественная оценка, принятая самой личностью, «способность
человека оценивать свои поступки, действовать в нравственной жиз
ни в соответствии с принятыми в... обществе моральными нормами,
правилами и требованиями»5.
Впоследствии указанные аспекты понятия «честь» А. Л. Анисимов подразделил на две части — объективную и субъективную. Оценка деятельности индивида обществом относится к объективному аспе-
1См.: Бродская И. Современное состояние законодательства РФ о защите чести и достоинства // Законодательство и практика средств массовой информации. 1999. № 5. С. 57. 'См.: Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М., 1994. С. 9.'Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. М., 1996. С. 16.
'Даль В. Указ. соч. С. 599.
'Анисимов А. Л. Указ. соч. С 8.
86
87
ГЛАВА II. Судебная практика
кту анализируемого понятия и представляет собой некое этическое благо, «направленное от общества к личности», напротив, субъективная сторона понятия «заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями»1.В качестве примера защиты чести может служить дело, рассмотренное в Пресненском суде города Москвы.
В качестве истца выступал известный литератор Евгений Митько, автор сценариев таких эпохальных картин, как «Республика ШКИД» и «Бумбараш», в качестве ответчика — руководство магазина «Деловой оборот 2000».
М. зашел в магазин посмотреть недавно поступившую коллекцию одежды. Ничего не выбрав, клиент направился к выходу, как вдруг позади него пронзительно зазвенел металлоискатель. Литератора обступили охранники и обвинили в краже куртки. Демисезонную ветровку М. действительно купил в этом магазине еще зимой, но «зазвенела» она почему-то спустя несколько месяцев. От ареста кинодеятеля спасло лишь то, что он сохранил товарный чек на куртку.Но прежде чем мужчине удалось убедить стражников и прибывших по их вызову милиционеров заехать к нему домой, он испытал невыносимые унижения: его оскорбляли, называли вором, пытались надеть наручники, обращались как с преступником. Даже когда недоразумение выяснилось, сотрудники магазина не удосужились извиниться перед заслуженным человеком.
Суд признал, что охранники вели себя некорректно и причинили истцу нравственные страдания. По решению суда руководство магазина обязано выплатить М. в качестве компенсации морального вреда 30 тыс. руб., а также сообщить в районное отделение милиции, что их клиент — честный и порядочный человек. Сообщение должно быть оглашено и на общем собрании коллектива магазина2.
Достоинство
В органическим единстве с понятием «честь» находится категория «достоинство». Достоинство — это «сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании»3.
1 Анисимов А. Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации / Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. С. 10.'Московский комсомолец от 15 июня 2002. № 128.
'Эрделевский А. М. Указ. соч. С. 16.!