Смекни!
smekni.com

Формирование доказательственной базы по гражданским и уголовным делам (стр. 25 из 44)

88



_____ Особенности доказывания по делам о защите личных неимущественных благ

В отличие от чести достоинство это не просто оценка соответствия своей личности и своих поступков социальным или моральным нор­мам, но прежде всего ощущение своей ценности как человека вооб­ще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное до­стоинство), как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство), ценности са­мой этой общности (например, национальное достоинство).

В то же время именно достоинство (но не честь) фигурирует в ст. 1 Конституции РФ как абсолютно неотъемлемая и охраняемая государ­ством ценность.

В связи с чем может возникнуть казус, когда сам человек не обла­дает чувством собственного достоинства (положительной самооцен­кой), общество оценивает его негативно, но в то же время государст­во и общество охраняют его достоинство и заботятся о том, чтобы оно не подверглось умалению, унижению.

В целом если трактовать честь как общественное мнение о положи­тельных качествах человека, то достоинство есть положительное мне­ние человека о самом себе как отражение его социальной оценки.

Дискредитация человека в общественном мнении и есть унижение че­сти. Но вряд ли можно дискредитировать человека в собственных глазах.

Возможно, именно поэтому в Конституции РФ говорится «об умале­нии» (ст. 210), законодатель, по-видимому, имеет в виду такое воздей­ствие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву.

Таким образом, более правильно было бы в правовом контексте говорить об унижении чести и умалении достоинства.

Репутация

Понятие репутации как таковой непопулярно в правовых текстах и редко возникает в правоохранительной практике. По содержанию оно очень близко к чести, однако не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении.

Другое дело — деловая репутация. Это сочетание возникло как правовое понятие уже в постсоветское время и отражает новые соци­альные и социально-психологические реалии. Именно поэтому в юри­дической литературе деловая репутация связывается прежде всего (хотя и не исключительно) с предпринимательской деятельностью.

Деловая репутация — это «сопровождающееся положительной оцен­кой общества отражение деловых качеств в общественном сознании»1.

'См.: Бродская И. Указ. соч. С. 57.

89


ГЛАВА II. Судебная практика

Существует и другое понятие деловой репутации, более широкое. Де­ловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которы­ми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, по­требителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избира­телей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности1.

Существенно, что это лицо может быть и физическим, и юридиче­ским. В принципе у лица может быть и негативная репутация, но чаще этот термин употребляется с положительным значением.

Унижение или умаление деловой репутации может происходить независимо от истинности или неистинности распространяемых о со­ответствующем лице сведений (п. 3 ст. 152 ГК РФ)2.

В некоторых случаях деловую репутацию отождествляют с автори­тетом. Однако данные понятия имеют весьма существенное различие. Так, понятие «деловая репутация» не предполагает той «властной ок­раски», которая соотносится с понятием «авторитет».

Честь, достоинство, деловая репутация лица неразрывно связаны с правом, «ибо их ущемление или утрата влекут за собой потерю нор­мальных общественных связей, а значит, и утрату определенного ста­туса в правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь, досто­инство, деловая репутация являются важной социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и ну­ждаются в соответствующей законодательной защите3.

Часть 1 ст. 21 Конституции РФ гласит: «Достоинство личности охра­няется государством. Ничто не может быть основанием для его умале­ния». Конституционная норма нашла свое отражение и развитие в от­раслевом законодательстве.

В новом Гражданском кодексе РФ честь, достоинство и деловая ре­путация определены как нематериальные блага, отличные от права на их защиту, вытекающего из ч. 1 ст. 11 ГК РФ.

Права на достоинство, на честь и доброе имя, на деловую репута­цию и на защиту этих нематериальных благ получили наконец полное признание в качестве гражданских прав.

Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 150 относит право на достоинство личности, честь и доброе имя, деловую репутацию к числу наиболее важных личных неимущественных прав.

Российское государство охраняет честь, достоинство и деловую ре­путацию граждан и организаций установлением всеобщей обязанно-


f


_____ Особенности доказывания по делам о защите личных неимущественных благ

сти воздерживаться от посягательства на эти личные блага и предос­тавлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право Россий­ской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих.

Право на честь, достоинство, деловую репутацию — это права, су­ществующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В момент нарушения возникает лишь необходимость защиты, а не са­мо право. Следует отметить, однако, что судебной практике известно немало случаев предъявления необоснованных исков о защите чести и достоинства личности.

В качестве примера можно рассмотреть решение Люблинского меж­муниципального (районного) народного суда г. Москвы от 31 мая 2000 г. по иску О. Н. к ответчику Л. В.

19 февраля 1999 г. О. Н. обратился с иском к Л. В. и просил суд признать не соответствующими действительности сведения, содержащиеся в объ­яснении Л. В., данном им 15 мая 1995 г. водном из отделов милиции г. Мо­сквы. О. Н. утверждал, что Л. В. в его адрес выразился нецензурной бра­нью и угрожал лишить его жизни. Отделом милиции заявление О. Н. бы­ло проверено, и в действиях Л. В. правонарушение не установлено.

Л. В. обратился в Таганский межмуниципальный суд г. Москвы с ис­ком к О. Н. о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда в связи с оскорбительными действиями со стороны О. Н.

Таганским межмуниципальным судом 26 июля 1996 г. было вынесено решение: суд признал заявления О. Н. в милицию не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство Л. В., обязав О. Н. в установленный судом срок принести Л. В. извинения и взыскать с него в пользу Л. В. в порядке компенсации морального вреда 50 тыс. руб. В удовлетворении встречного иска О. Н. о компенсации морального вре­да было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 12 ноября 1996 г. указанное решение Таганского межмуниципального суда было оставлено без изменения.

При новом рассмотрении иска О. Н. Люблинский межмуниципальный (районный) суд в своем решении от 31 мая 2000 г. счел иск необоснован­ным и не подлежащим удовлетворению по основаниям ст. 151, 152 ГК РФ и ст. 50 ГПК РСФСР. При этом суд сослался на то, что изложенные ист­цом обстоятельства уже были предметом разбирательства в Таганском межмуниципальном суде, и новые факты, имеющие доказательствен­ное значение, истцом не представлены, а судом не добыты1. Право на



'См.: Малеина М. Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // За­конодательство и экономика. 1993. № 5. С. 18—20.

гСм.: Эрделевский А. М. Указ. соч. С. 18.

'См.: Анисимов А. Л. Указ. соч. С. 18. '


'Архив Мосгорсуда, дело № 2-149-00-12. Цит. по Анисимов А. Л. Гражданско-правовая защи­та чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации. М., 2001. С. 112—113.


90


ГЛАВА II. Судебная практика

честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъек­тивным правом ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондируется обязанность неопределенного круга лиц.

Основная обязанность состоит в том, чтобы не препятствовать уп-равомоченному лицу (обладателю субъективного права) осуществ­лять свое субъективное право.

Право на честь и достоинство обладает отрицательным (негатив­ным) содержанием, и в этом смысле в нем преобладает охранитель­ная, а не регулятивная функция1.

Можно согласиться с мнением Б. Б. Черепахина о том, что «честь и достоинство различных граждан неодинаковы, поскольку неодинако­вы их заслуги перед обществом; содержание чести и достоинства лю­бого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности»2.

Однако уточнение содержания чести и достоинства конкретного лица может иметь значение только для признания порочащего хара­ктера сообщенных о нем сведений.

Право на честь и достоинство предоставлено каждому гражданину независимо от возраста и его личных особенностей.

Существует мнение, что право на честь и достоинство возникает у гражданина не с момента рождения, поскольку честь и достоинство возникают с момента появления у человека способности к соверше­нию социально значимых поступков и в результате совершения этих поступков. То есть пока нет еще чести и достоинства, нет и права на честь и достоинство.