Смекни!
smekni.com

Формирование доказательственной базы по гражданским и уголовным делам (стр. 7 из 44)

Решение об осведомленности суда о каком-то факте может быть принято по инициативе как самого суда, так и любой из сторон. Про­тивоположная сторона вправе оспорить его. Данное решение суд мо­жет принять на любой стадии процесса. Но если суд считает себя ос­ведомленным об этом факте, он информирует присяжных о призна­нии этого факта установленным судом. Но если существует лишь ве­роятность того, что какое-то событие имело место, то без доказа­тельств обойтись нельзя. Осведомленность о факте признается, если никто не возражает против этого.

Иногда судья встает перед дилеммой: общеизвестный факт может быть не известен кому-то, в частности самому судье, например дата какого-то исторического события. В этом случае судья предпринимает шаги по уточнению даты, заслушав эксперта или ознакомившись с со­ответствующей литературой1.

Формальное признание. В английском праве формальные при­знания могут быть сделаны различным образом. Часто признание осу­ществляется при обмене состязательными бумагами. Так, ответчик может не оспаривать факт заключения договора или причинения вре­да и т. п. В связи с этим от истца не требуется приводить доказательст­ва в подтверждение фактов, признанных ответчиком. Сторона вправе с разрешения суда или судьи вручить до слушания дела другой сторо­не письменный вопросник. Ответ должен быть дан в форме аффиде­вита. Аффидевит составляется стороной под присягой и заверяется солиситором, что похоже на российское обеспечение доказательств нотариусом до возбуждения дела в суде. Ответы, содержащиеся в аф­фидевите, могут быть использованы против стороны во время рассмо­трения дела. Признание может быть сделано даже в письмах, состав­ленных солиситорами или барристерами в рамках их полномочий Действовать от имени клиента. В суде как сторона, так и ее солиситор, барристер могут признать факты и тем самым устраниться от предста­вления соответствующих доказательств.

'Elliott, Phipson. Manual of the Law of Evidence. 12ed. L, 1987. P. 29—34.

25,


ГЛАВА I. Вопросы теории


Предмет доказывания по гражданским делам



Институт признания в английском и американском процессах упро­щеннее, чем в российском процессе: нет формализации требований о фиксации признания. Сама методика работы адвокатов в суде пред­полагает получение признания стороны путем умело проведенного перекрестного допроса.

В американском процессе существует специальный способ раскры­тия доказательств — требование о признании.

Преюдициальные факты. Говоря о преюдиции, нельзя не остано­виться на так называемой «невзаимной преюдиции» (nonmutualcol­lateralestoppel). Невзаимная преюдиция предусматривает возмож­ность для новой стороны использовать преюдицию в отношении про­игравшего лица, чей спор суд разрешил в предыдущем процессе. К примеру, суд вынес решение в пользу ответчика-нанимателя, так как условия аренды были неисполнимыми. В новом процессе тот же са­мый наймодатель предъявляет иск к другому нанимателю, который подписал точно такой же договор аренды. Согласно невзаимной пре­юдиции новый ответчик-наниматель может не дать истцу-наймодате-лю доказать, что условия договора исполнимы, так как предыдущий процесс был проигран по этому же основанию. По общему же прави­лу преюдиция — правило взаимное, т. е. распространяющееся на те же стороны, которые участвовали в предыдущем процессе.

Во многом объективные и субъективные пределы преюдиции в рос­сийском, американском, английском процессах имеют сходства. Ос­новной отличительной чертой преюдициальности в состязательном и российском процессе выступает правовой источник ее закрепления. Если в российском праве таким источником является законодательст­во, то в Англии и США — это в большей части судебный прецедент.

Таким образом, предмет доказывания — это совокупность обстоя­тельств материально-правового и процессуального характера, а так­же иных обстоятельств, подлежащих установлению для правильного разрешения гражданского дела. Вся совокупность обстоятельств, име­ющих значение для разрешения дела, должна входить в предмет до­казывания. Но не всегда все обстоятельства могут быть установлены в суде. Чаще всего причиной тому является невыполнение одной из сто­рон обязанности по доказыванию.

В арбитражный суд обратилась транспортная организация с иском о возмещении причиненных ей убытков в результате перевозки пасса­жиров, обладающих льготами на проезд в городском транспорте. В силу действующего гражданского законодательства одним из фактов, подлежащих доказыванию, является определение размера причинен­ных убытков. Обязанность по доказыванию данного факта несет ис-

26


тец. В ходе рассмотрения дел истец называет сумму убытков, не обос­новывая ее, так как никакого учета пассажиров, обладающих льгота­ми на проезд в городском транспорте, данной организацией не ве­лось. Если сторона не может доказать факт, то у суда нет оснований для удовлетворения иска. Однако суд должен предложить истцу представить доказательства размера понесенных убытков.

Из сказанного следует, что предмет доказывания неразрывно свя­зан не только с обязанностью по доказыванию, определением необ­ходимых доказательств, но и со стандартом доказывания.

Что такое стандарт доказывания?

В американском и английском праве под стандартом доказывания по­нимается критерий, согласно которому судья выносит решение по де­лу. Эти критерии различны в гражданском и уголовном процессе. Рос­сийская процессуальная наука не использует термин «стандарт дока­зывания». Таким критерием долгое время оставалось требование об установлении истины по делу. Как отмечается в современной научной и учебной литературе, этот стандарт (то есть установление истины по делу) остается и сейчас, хотя ГПК отказался от термина «объективная истина» еще в 1995 году. Правда, ученые стали заменять термин «объ­ективная истина» на судебную или формальную истину. Но изменение названия не меняет сущности истины. По-прежнему, по мнению уче­ных, суд должен установить все обстоятельства по делу (иными слова­ми, найти истину) и лишь затем вынести решение.

В деле Millerv. Minister(1947) лорд Деннинг так сформулировал стандарт доказывания: «Если доказательство таково, что суд присяж­ных может сказать: «Мы знаем, что это более вероятно, чем нет», то бремя выполнено, но если вероятности равны, то бремя не выполне­но1. В деле Daviesv. Taylorлорд Рейд подчеркнул, что стандарт дока­зывания по гражданским делам — это баланс вероятности. Если дока­зательство показывает баланс в пользу того, что случилось, это значит, что это действительно случилось2.

Стандарт доказывания в английском и американском процессах не преследует цель установить истину. Скорее, это лишь определенная ме­ра того, смогли ли стороны успешно выполнить возложенное на них бремя доказывания. В итоге судья решает, кому из сторон верить. Если истец выполнил бремя доказывания и смог убедить судью в своей пра­воте, то он выиграл.

В большинстве гражданских дел стороне требуется доказать свою позицию на балансе простой вероятности, а именно: более вероятно,

'Eggleston R. Op.cit. P. 132.

!Там же.

27


ГЛАВА I. Вопросы теории


Предмет доказывания по гражданским делам



чем нет. Баланс вероятности должен быть соблюден и при вынесении решения по делу, и при доказывании отдельных вопросов в ходе су­дебного слушания. Так, при опровержении презумпции следует дока­зать, что более вероятно, чем нет, существование определенных фа­ктов. Например, до 1963 г. действовала неопровержимая презумп­ция: если муж, зная о неверности жены, имел с ней близкие отноше­ния, то это означает, что он простил ей измену. В деле Blythv. Blyth(1966) муж и жена проживали раздельно, муж знал об измене жены. Встретив однажды мужа на улице, жена пригласила его к себе, затем склонила его к близким отношениям, после чего он ушел домой. Мужчина отрицал намерение простить жене ее измену. Апелляцион­ный суд постановил, что данный факт следовало расценивать как до­казательство прощения, ибо баланс вероятности не был достаточ­ным, чтобы доказать обратное1.

По некоторым гражданским делам в английском и американском процессе требуется достичь более высокой степени вероятности. Та­кой подход, как правило, сформулирован в судебных прецедентах. Прежде чем сказать об особом стандарте доказывания по некото­рым гражданским делам, следует отметить особенности стандарта доказывания по уголовным делам, где речь идет не о простом ба­лансе вероятности, а о необходимости показать наличие тех или иных событий «за пределами разумных сомнений» (beyondreason­abledoubt).

В 40—50-х гг. прошлого века было общепринятым, что в делах о расторжении брака требовалось доказать стандарт «за пределами ра­зумных сомнений». В гражданских делах о возмещении вреда, причи­ненного убийством, стандарт доказывания уголовно-правовой, а не гражданский. Если гражданский суд рассматривает дело, связанное с мошенничеством, то обычно требуется более высокий баланс вероят­ности, чем при установлении небрежности в поведении стороны. Но это не принимает такой высокой степени вероятности, как при рассмо­трении уголовных дел. «Степень вероятности должна быть пропорци­ональна рассматриваемому спору»2.