Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за деятельностью прокурора (стр. 3 из 5)

Процессуальное положение прокурора в кассационной инстанции отлично от процессуального положения осужденного, защитника, потерпевшего, других участников уголовного процесса. Закон предоставляет всем участникам уголовного процесса право в течение установленного срока в кассационном порядке оспаривать законность приговора, определения или постановления суда первой инстанции или мирового судьи. Осужденный, защитник, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик данное право реализуют в апелляционной или кассационной жалобе, наличие которой обязывает вышестоящий суд проверить законность и обоснованность приговора, определения или постановления суда. При этом защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику не ставится в упрек обжалование любого, по их мнению, неправосудного судебного акта. В иные рамки поставлен прокурор.

Исходя из требований ст. 325, 478 УПК РФ прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый необоснованный или незаконный приговор или постановление суда или мирового судьи. Не опротестование прокурором незаконного или необоснованного приговора или иного судебного акта является нарушением служебного долга. В сопоставлении с жалобами других участников уголовного процесса протест прокурора как повод для рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке или в порядке надзора должен отвечать закону и материалам уголовного дела. К жалобам же указанных участников процесса таких требований не предъявляется.

Особенностью кассационного производства является то, что предмет его проверки составляют важнейшие акты правосудия — приговор, определение и постановление суда первой инстанции, приговор и постановление суда апелляционной инстанции, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми.

Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает обязательного рассмотрения в кассационном порядке всех приговоров, постановленных судами первой инстанции. Круг уголовных дел, являющихся предметом проверки судом кассационной инстанции, ограничен теми уголовными делами, законность и обоснованность приговоров по которым оспаривает прокурор и указанные в законе лица (ст. 325 УПК РФ). Только по этим уголовным делам кассационное рассмотрение является обязательной стадией уголовного процесса.

В кассационном порядке ежегодно проверяется судами в соответствии с жалобами и протестами около 30% приговоров, вынесенных судом первой инстанции. Приговоры по остальным делам, то есть по большинству уголовных дел, вступают в законную силу по истечении кассационного срока. Неправильно было бы рассчитывать на то, что осужденный в каждом случае, когда при решении его судьбы допущена ошибка, в особенности осужденный, не достигший совершеннолетия, может усмотреть эту ошибку и обжаловать неправосудный приговор. Поэтому наступление предусмотренных законом процессуальных последствий в стадии кассационного производства в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора за законностью вынесенных судом приговоров, постановлений и определений.[4]

Именно на прокурора возложена обязанность выявлять все судебные решения, по которым допущены нарушения норм уголовного права и процесса, и приносить по ним кассационные или частные протесты. Эта обязанность возложена на прокурора как на представителя органа, осуществляющего от имени государства надзор за исполнением законов. Установленный законом порядок кассационного производства без надлежащего прокурорского надзора за законностью постановленных судом приговоров не может в полной мере обеспечить законность и обоснованность всех без исключения приговоров.

Определяя пределы полномочий прокурора в стадии кассационного производства, необходимо подчеркнуть, что полномочия в этой стадии процесса нельзя сводить лишь к принесению прокурором кассационного или частного протеста. Участие прокурора в рассмотрении судами первой или кассационной инстанции уголовных дел не заканчивается поддержанием государственного обвинения. Прокурор обязан в течение кассационного срока проверить все рассмотренные судами уголовные дела и опротестовать приговоры и другие судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. Поэтому следует говорить о надзоре за законностью актов суда по каждому без исключения уголовному делу, рассмотренному судом первой или апелляционной инстанции. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного или необоснованного приговора. Только такой надзор прокурора будет конкретным, целеустремленным и достигнет своей цели.

2.1. Процессуальные особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде кассационной инстанции

В отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального закона УПК РФ не содержит указаний на обязательное участие прокурора при кассационном рассмотрении дела.

Однако в соответствии с приказом Генпрокуратуры РФ от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» необходимо учитывать следующее: государственным обвинителям своевременно приносить апелляционные и кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивать как дисциплинарный проступок (п. 10).

В суде кассационной инстанции участвовать прокурорам структурных подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами (п. 10.5).

В отдельных случаях участвовать в рассмотрении дела судом кассационной инстанции может быть поручено прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

В связи с тем, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не принесено (п. 10.6).

В части 1 статьи 37 УПК РФ законодатель установил, что прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения осуществляет в ходе судопроизводства две самостоятельные функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, однако не определил, какие функции прокурор осуществляет в суде, при этом осуществление прокурором полномочий в ходе судебного производства в суде первой (часть 3 статьи 37, статья 246 УПК РФ), второй (апелляционной - глава 44 УПК РФ и кассационной - глава 45 УПК РФ), а также надзорной (глава 48 УПК РФ) инстанций явно выходит за пределы осуществления только функции уголовного преследования.

С одной стороны, прокурор в судебном разбирательстве выступает как сторона, равная с другими участниками процесса в правах, представлении и исследовании доказательств, заявлении ходатайств, высказывании своей позиции по доказанности виновности подсудимого, то есть он не обладает никакими преимуществами в процессуальном положении перед другими участниками судебного разбирательства, а также не имеет никаких властных полномочий по отношению к суду. С другой стороны, положение прокурора существенно отличается от процессуального положения других участников судебного разбирательства.

Прокурор, выступая от имени государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Это прямо следует из части 1 статьи 1 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также первого абзаца части 2 этой статьи, содержащего обращенное > к прокурору требование действовать в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В части 3 статьи 37 УПК РФ эта обязанность прокурора в ходе судебного производства закреплена законодателем неполно, только как обеспечение законности и обоснованности обвинения. Однако обвинение - это утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного законом, выдвинутое в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, при этом в судебном производстве неправомерное применение закона и необоснованное принятие процессуальных решений, то есть нарушение принципа законности, закрепленного в статье 7 УПК РФ, допускаются как органами предварительного расследования, прокурором, так и судом при осуществлении правосудия.

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации в соответствии со ст. 118 Конституции РФ, ст.8 УПК РФ осуществляется только судом на основе состязательности и равноправия сторон.

Прокурор не отправляет правосудие, его полномочия, естественно, не укладываются в прерогативы судебной власти, но своим участием в судебном разбирательстве он, не разрешая уголовное дело по существу, активно способствует в рамках предусмотренных УПК РФ полномочий устранению нарушений прав, свобод и законных интересов как потерпевшего, гражданского истца, так и подсудимого, гражданского ответчика и других участников процесса, одновременно обеспечивая защиту как прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и прав и свобод личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.

Таким образом, прокурор в ходе судебного производства выполняет три функции. Во-первых, это уголовное преследование, во-вторых, это трансформированная с учетом требований статей 8 и 15 УПК РФ из надзорной функции и неразрывно сочетающаяся с функцией уголовного преследования функция обеспечения соблюдения процессуального законодательства в процессе поддержания государственного обвинения при разрешении дела и проверке результатов разрешения дела судом.