Смекни!
smekni.com

Работник как субъект трудового права 2 (стр. 2 из 7)

Известный специалист в области теории государства и права Н.И. Матузов справедливо отмечает, что в основе правового статуса личности лежит его фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений, и право лишь закрепляет это положение, вводит в законодательные рамки. [4]

В юридической литературе выделяют различные виды правового статуса личности[5], в том числе:

- общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества, который является базовым для всех остальных;

- отраслевой правовой статус отражает особенности правового положения субъектов данной отрасли, определяется соответствующим законодательством и базируется на общем конституционном статусе;

- специальный правовой статус фиксирует положение определенной группы лица (пол, возраст, семейное положение и др.). Он представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей гражданина. Таким образом, правовое положение человека закрепляется с учетом его правовых и биологических характеристик».[6]

Принципиально важное значение имеет вопрос о видах отраслевого правового статуса. В правовой науке данный вопрос является дискуссионным. Так, О.В. Смирнов различает два вида правового статуса: общий и специальный[7]. Такой же точки зрения придерживаются и другие известные ученые-трудовики.[8] «А.И. Цепин предлагает деление отраслевого статуса на общий, специальный и локальный. При этом специальные правовые статусы отдельных категорий работников выделяются по объективным критериям, обусловленным дифференциацией в правовом регулировании труда с учетом отдельных профессий, отраслей, а также пола, возраста и других критериев. Локальный правовой статус отражает конкретные условия труда в отдельной организации».[9] С выделением локального правового статуса вряд ли возможно согласиться, хотя бы потому, что это существенно усложняет критерии дифференциации в правовом регулировании труда.

«В науке трудового права высказана и противоположная точка зрения по вопросу выделения отраслевого правового статуса работника. Некоторые ученые отмечают, что различия в совокупности прав и обязанностей по признакам пола, возраста, рода занятий, особенностей условий труда и т.д. не образуют специальных правовых статусов рабочих, служащих, женщин, молодежи и т.д. По их мнению, эти различия обусловлены явлением дифференциации, составляющим одну из особенностей нормативных актов в трудовом праве. В связи с этим предлагается деление правового статуса на общий для всех работников и индивидуальный трудовой статус конкретного работника».[10] С данной точкой зрения нельзя согласиться, поскольку такой подход подвергает сомнению принципиально важный прием, а именно: неразрывное сочетание единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений.

На наш взгляд, верным и обоснованным является деление отраслевого правового статуса работника на общий и специальный.

Кроме того, главным аргументом необходимости признания специального статуса является Трудовой кодекс РФ, который содержит специальные нормы регулирования труда отдельных категорий работников (раздел 12 «Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников»), в том числе нормы главы «Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями».

Специальный правовой статус - это статус работника, закрепленный специальными нормами трудового законодательства, обусловленный дифференциацией в правовом регулировании труда отдельных категорий работников.

Наукой трудового права признано, что к основаниям дифференциации относятся как физиологические особенности работников (женщин, инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин), так и социальное положение работников (наличие несовершеннолетних детей и иных семейных обязанностей.

Безусловно, содержанием правового статуса являются и такие элементы, как:

а) трудовая правосубъектность;

б) основные (статутные) трудовые права и обязанности, закрепленные в законодательстве;

в) юридические гарантии (общие и специальные) этих основных прав и обязанностей;

г) закрепленная законодательством ответственность за нарушение трудовых обязанностей.[11]

Далее перейдем к обоснованию включения в содержание юридического статуса работника отдельных составляющих.

«Современные теоретики трудового права включают трудовые права и обязанности в содержание юридического статуса. Одни ученые отождествляют трудовые права и обязанности субъекта с его правовым положением, другие считают, что трудовые права и обязанности – один из элементов содержания юридического статуса. Существует также мнение, что в структуру правового положения работника входят не только его трудовые права и обязанности, но и трудовые свободы, о чем свидетельствуют положения статей 1–3, 5, 21 ТК РФ. Трудовые права, свободы и обязанности – центральный элемент юридического статуса работника, его ядро. Все остальные элементы статуса группируются вокруг них. Закрепленные законодательством трудовые права, свободы и обязанности являются статутными. Они имеют субъективный характер, поскольку принадлежат определенному субъекту права (в данном случае – работнику)».[12] Ст. 21 ТК РФ предусматривает основные права и обязанности работника в сфере трудового права. Как справедливо отмечает академик К.Н. Гусов, «права и обязанности работников неразрывно взаимосвязаны между собой, так как правам работника корреспондируют обязанности работодателя».[13]

В.В. Федин считает, что одним из элементов правового статуса работника должны быть законные интересы, хотя защита прав и интересов работников и работодателей – одна из целей трудового законодательства‚ сформулированных в ч. 1 ст. 1 ТК РФ, но тем не менее в науке трудового права пока еще не разработана проблема законных интересов работника.[14] Между тем, у работника всегда есть свои законные интересы, обеспеченные государственной защитой. Они дополняют, развивают и детализируют трудовые права.

Трудовая правосубъектность и система основных трудовых прав, свобод, законных интересов и обязанностей не исчерпывают содержания юридического статуса работника, ибо эти элементы характеризуют его правовое положение лишь отчасти, с позиции долженствования.

В правовой литературе имеет место классификация гарантий на общие (материальные, политические, духовные), юридические и организационные. ТК РФ провозглашает первой целью трудового законодательства установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. По нашему мнению, в содержание правового статуса работника нужно включать только юридические гарантии, причем гарантии осуществления основных трудовых прав, свобод и законных интересов работника. Раз статус работника правовой, то и гарантии для него должны быть правовыми. Общие гарантии: материальные (социально-экономические), политические и духовные – являются основой юридического положения работника.

Наконец, в роли последнего по счету, но не по значению элемента содержания юридического статуса работника выступает его ответственность за выполнение или невыполнение своих обязанностей. Появление ответственности в структуре правового положения работника логично следует из наличия в нем трудовых обязанностей: ответственность есть особая обязанность.

Таким образом, правовыми категориями, с помощью которых юридический статус работника приобретает практическую значимость, являются гарантии и ответственность.

§2. Трудовая правосубъектность

Трудовая правосубъектность – первый‚ вводный элемент содержания юридического статуса работника.

Отечественная правовая наука единодушна в признании правосубъектности как самостоятельной юридической категории‚ однако по поводу ее содержания имеют место существенные разногласия.

«Некоторые ученые полагают‚ что правосубъектность – это общее‚ регулятивное правоотношение‚ обязанной стороной в котором выступает неопределенное множество лиц (так называемое абсолютное правоотношение). Им обоснованно возразила Р.О. Халфина. Действительно‚ правосубъектность является не юридической связью‚ а специфическим свойством‚ качеством субъекта права. Правосубъектность есть предпосылка участия лица в правоотношении‚ обладания им определенными правами и обязанностями.

Значительный вклад в создание учения о трудовой правосубъектности внес профессор Б.К. Бегичев. В своей работе «Трудовая правоспособность советских граждан» он детально исследовал трудовую правосубъектность граждан в ее развитии. Б.К. Бегичев определил трудовую правосубъектность как правовое понятие‚ выражающее способность граждан иметь трудовые права и обязанности‚ а также обладание конкретными трудовыми правами и обязанностями‚ непосредственно вытекающими из закона».[15]

В современных работах трудовая правосубъектность рассматривается иначе: как способность иметь и лично осуществлять принадлежащие лицу трудовые права и обязанности‚ выступать в качестве субъекта трудового права.[16]

Таким образом‚ трудовая правосубъектность‚ с одной стороны‚ и обладание трудовыми правами и обязанностями‚ с другой‚ – самостоятельные правовые явления. ТК РФ также разграничивает их‚ предусматривая в ст. 63 возрастные критерии начала трудовой правосубъектности‚ а в ст. 21 – основные права и обязанности работника. Объединяет трудовую правосубъектность и основные трудовые права и обязанности и то‚ что они представляют собой отдельные элементы содержания сложного понятия – трудоправового статуса.