Смекни!
smekni.com

Наследование в Римском праве (стр. 2 из 3)

Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем. Римляне различали агнатское родство, основанное на общей подвластности (родство не по крови, а по подчинению домовладыке), и когнатское родство, основанное на общности по кровному происхождению (дети, внуки)[6]. По мере разрушения патриархальных связей агнатское родство всё более вытесняется когнатским, а впоследствии и вовсе выходит из употребления. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди (эта очередность была закреплена законом XII таблиц):

1. «Свои наследники», именовавшиеся так потому, что они до того входили в семью умершего, а, получив наследство, продолжали обладать имуществом, которое и раньше пребывало в сфере данной семьи.

2. Агнаты, т.е. лица, которые были в прошлом связаны с наследодателем отношениями подвластности и состояли бы в подобной связи, если бы не происшедшая ранее смерть их общего paterfamilias или если один из них не превратился в результате эмансипации в юридически самостоятельное лицо. Если имелось несколько агнатов, то к наследованию призывался ближайший, т.е. стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты. Если он не принимал наследства, то оно не переходило ни к кому, и становилось выморочным, то есть действовал принцип однократности призвания к наследству. То есть при наследовании по закону не допускалось преемство.

3. Только если после наследодателя не осталось агнатов к наследованию призывалась 3-я группа наследников - члены одного с наследодателем рода. Когнаты, т.е. кровные родственники умершего, а также бывший собственник вольноотпущенника в качестве его патрона. Как и во второй очереди, ближайший агнат вытеснял более отдаленного.

4. Необходимое наследование.

В древнем римском праве завещания были редкими, потому что наследодатель не имел права полностью и свободно распоря­жаться своим имуществом, особенно когда имел наследников из разряда «своих наследников». Позднее, когда наследодатели составляли за­вещания, в которых не назначали наследниками своих ближайших родственников, пострадавшие «свои наследники» требовали уничтожения такого завещания. Тогда возникло необходимое наследственное прав как право определенного «круга законных наследников требовать уничтожения завещания, в котором не соблюдались их права по наследованию»[7].

Формально необходимое наследное право являлось правом«своих наследников» быть по отдельности и поименно упомянутыми в завещании — для сыновей, или, по общей формуле, для дочерей и других домочадцев, хотя бы и исключенных из наследования[8].

Материально необходимым наследственным правом являлось право ближайших интестатных наследников получить определенную долю в наследстве, если не существовало причин для лишения их наследства.

В появлении и развитии материально необходимого наследст­венного права участвовали преторы, юридическая наука и импера­торские решения. Завещания, в которых не были поименованы как наследники uadelibri, центуриатный суд, отвечающий за тяжбы по завещанию, расценивал как акты, наносящие вред устоям римской семьи и как акты, выражающие волю умственно неполноценных лиц, не прини­мающих во внимание своих близких. Поэтому правомочными счи­тались только те завещания, по которым ближайшие, интестатные наследники получали хотя бы четверть того, что они наследовали бы по закону, если бы не было завещания.

Материально необходимое наследственное право при Юстиниане. Новеллой 115 Юстиниан завершил оформление института материально необходимого наследственного права. В ней были точно установлены причины, по которым завещатель мог исключать из наследования необходимых наследников (например, посягательство с их стороны на жизнь наследодателя). Если не существовало ни одной из причин для исключения из наследования, право необходимой доли имели все десценденты и асценденты, и, вероятно, братья и сестры decuius. Для осуществления необходимых наследственных прав они применяли и далее querellainofficiositestamenti, a для получения того, что им полагалось согласно предписаниям actionadsuplendamlegitimam. Юстиниан увеличил необходимую долю законных наследников до 1/3 всего наследства и до половины того, что им полагалось по закону[9].

5. Стадии наследования.

Рассмотрим стадии наследования по римскому праву.

Под открытием наследства понимается наступление фактов, ввиду которых принадлежавшее собственнику имущество становится наследственным и может быть принято лицами, для которых оно в этом качестве предназначено. Нормы римского права связывали открытие наследства со смертью наследодателя.

С точки зрения принятия наследства все наследники подразделялись на две категории:

1. Свои наследники (heredes sui), т.е. проживавшие с наследодателем до момента его смерти; переход к ним имущества означал оставление его в той же семье, поэтому закон обязывал этих лиц к принятию наследства и исключал возможность отказа от него. Их поэтому называли обязательными наследниками.

2. Все прочие наследники. Они именовались внешними или посторонними наследниками (heredes extranei), так как они находились вне подвластности наследодателя и не образовывали совместно с ним единой семьи. Поскольку переход к наследникам этой категории выводил имущество за пределы данной семьи, закон не обязывал их к принятию наследства. Поэтому они именовались добровольными наследниками.

Способы принятия наследства. Вступление в наследство могло быть совершено следующим образом:

1) прямое волеизъявление наследников;

2) фактическое поведение лица, которым оно подтверждает принятие им наследства[10].

Вступая в наследство, наследник не только приобре­тает соответствующие права, но и становится ответствен­ным по обязательствам наследодателя. Даже если наслед­ство состоит почти из одних долгов наследодателя, универ­сальный характер наследственного преемства приводит кответственности наследника по этим долгам. При этом отме­ченное выше мистическое представление, что в наследства воплощается имущественно -правовая личность умершего, приводило к тому практическому выводу, что наследниц принципиально отвечал за долги наследства, как за свои неограниченно. Избежать такой неограниченной ответственности наследник мог только путем радикальной меры — непринятия наследства, если его пассив превышает актив.

В праве Юстиниана было установлено, что если наследник произведет (с участием нотариуса, оценщика, кредиторов наследства, легатариев) опись и оценку наслед­ственного имущества, то его ответственность по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства.

Эта льгота называется beneficiuminventarii. Такой инвентарь должен быть составлен не позднее трех месяцев после того, как наследник узнал об открытии наследства (приступить к составлению инвентаря нужно было в течение первого ме­сяца).

Beneficiuminventarii имеет практическое значение в тех случаях, когда в наследственном имуществе много долгов, и для наследника возникает опасность, что его соб­ственное имущество в значительной мере пойдет на удовле­творение кредиторов наследодателя. Но положение может быть и иное: в наследстве актив превышает пассив, но у наследника много своих долгов. Принятие наследства при­водит к слиянию этих двух имущественных масс — наслед­ника и наследодателя; как кредиторы наследника, так и кре­диторы наследодателя (а также легатарии) могут искать удовлетворения из всего этого объединенного имущества. При большой задолженности наследника кредитора насле­додателя рискуют не получить удовлетворения из-за этой конкуренции кредиторов наследника (причем это обстоя­тельство не могло быть ими учтено, когда они кредитовали наследодателя).

Для ограждения интересов кредиторов наследства преторским эдиктом было введено beneficiumseparationis («льго­та отделения»). Эта льгота состояла в том, что кредиторам наследства было предоставлено право потребовать отделе­ния наследственного имуществаот собственного имущества наследника, с тем, чтобы наследственное имущества пошло, в первую очередь, на удовлетворение кредиторов наслед­ства, затем на выплату легатов, и лишь возможный остаток можно было использовать на удовлетворение кредиторов наследника[11].

Приобретение наследства имело своим последствием также погашение взаимных обязательств, существовавших между наследником и наследодателем, поскольку в лице наследника соединялся после принятия наследства и креди­тор и должник по этим обязательствам; прекращение сервитутов, которые имел наследодатель на вещи наследника или, наоборот, — в силу наступавшего в этом случае совпадения в одном лице и права собственности и сервитута.

Срок для принятия наследства в римском праве не был установлен. Однако принятие наследства являлось регламентированной процедурой. При принятии наследства наследник должен был составить опись наследственного имущества. Моментом принятия наследства считался момент перехода всех прав и обязанностей наследодателя независимо от времени составления описи и факта ее окончания.

В тех случаях, когда наследник умирал, пережив наследодателя и не успев принять наследство, его права на наследство переходили его наследникам. Такое принятие наследства в римском праве получило название наследственная трансмиссия.

Заключение.

Таким образом, наследование в римском праве – это переход имущества умершего лица к одному или нескольким лицам. Наследование - есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляются в том, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он не знал. Также известно сингулярное преемство, т.е. предоставление лицу отдельных прав – так называемые легаты или отказы. Наследование возможно было или по завещанию или по закону (если завещание не состоялось, признано недействительным, или наследник, назначенный в завещании не принимал наследства).