10.Общественный и государственный строй украинских земель в составе Великого княжества Литовского, Королевства Польского. Присоединение украинских и белорусских земель к Литве существенно повлияло на структуру ее государственной власти, которая во многих отношениях копировала систему государственных органов Киевской Руси. Во главе Литовско-Русского государства стоял Великий князь (господарь). Он был монархом, но власть передавал на смешанных основаниях наследования: выбирали одного из сыновей Великого В его руках была высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, он возглавлял вооруженные силы, объявлял войну и мир, назначал и освобождал государственных служащих, поддерживал дипломатические отношения с другими государствами. Значительное место в структуре государственной власти имели удельные князья. Потомки князей Киевской Руси, а позднее Гедеминовичи, были верховными правителями своих земель. С принятием при-вилея 1434 года князья в своих землях становятся подданными Великого князя и утрачивают свои государственные права. Важным органом был совет при князе, который получил название «паны-рада». Сначала в него входили только вассалы князя. После Кревскои унии в состав рады вошли католические епископы, позднее и высшие должностные лица центрального управления: канцлер, подканцлер, гетман, маршалки и другие. Сначала паны-рада был консультативным органом, как когда-то совет при киевском князе, со временем его роль усиливается, и в 1492 году выдается привилей, которым несколько ограничивается власть Великого князя. Так, он не мог без паны-рады назначать послов в иностранные государства, высших чиновников на украинской земле, принимать и отменять законы. Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики он также должен был решать с паны-радой. Вступление в паны-раду было открытым только для католиков, хотя случались исключения. Например, князь Острожский, который был православным, состоял в членах этого органа. В XVI веке в паны-раду входило до 80 урядников. Большое количество членов паны-рады делало ее громоздким и негибким органом власти. Раду было тяжело созвать. В частности, по этой причине Великий князь создал тайный совет из 8-10 приближенных лиц. Прототипом феодальных съездов Киевской Руси был Великий вальный сейм, который репрезентовал панов и шляхту всего государства. Впервые он собрался в 1507 году в связи с намерением Великого князя получить средства от панов и шляхты на войну с Московским княжеством. Со временем Великие валь-ные сеймы стали собираться для рассмотрения и других важных государственных дел. Сеймы породили привилеи шляхты, которые освобождали это сословие от уплаты налогов. Местная администрация появилась после ликвидации удельных князей, которых заменили в крупных волостях наместники — старосты. В крупных городах, например, Киеве, были не старосты, а воеводы. В меньшие города были назначены державцы. Воеводства делились на староства или уезды. Территория уездов не была одинаковой: меньшие уезды были в Литве, большие — в Украине. Староста был не только урядовцем, который выполнял государственные функции, но и управителем великокняжеских хозяйств, которые находились на территории старосте. Старосты собирали налоги, отправляли правосудие, отвечали за оборону подвластной территории. Помощниками старост были возные, которые выполняли судебные решения, осуществляли привод в суд. В каждом уезде были хорунжие и городничие, которые осуществляли надзор за положением великокняжеских хозяйств, дорогами и прочим.
11.Общественный и государственный строй украинских земель в составе Речи Посполитой. К господствующей группе прежде всего принадлежали польские и украинские магнаты и шляхта. В XVII веке украинские магнаты были особенно могущественны на Волыни. Но после унии активизируется процесс присоединения высших слоев к польскому панству и к польской культуре. Еще большей полонизации подверглись Киевщина и Брацлав-щина. Король своими универсалами раздает эти земли волынским и польским магнатам и к началу XVII века здесь почти не осталось представителей местной знати. Огромные земельные владения имели Вишневецкие, Потоцкие, Острожские. С 1634 года за Польшей была закреплена Сиверщина, и через несколько лет большинство ее земель было роздано Писочинским, Козановским, Осолинским. С исчезновением политически сознательной украинской элиты, которая соединилась с господствующим сословием Речи Посполитой, на определенное время исчезает идея возрождения независимого украинского государства.В первой половине XVII века Брацлавщина, Киевщина, Левобережная Украина превратились в комплекс огромных латифундий, которых не знали ни Польша, ни Литва, ни даже вся Западная Европа. В них бесконтрольно господствовали магнаты и старосты, которые называли себя «короликами», «вице-королями», удельными князьями. На данной территории почти не было властных государственных структур. «Королики» часто диктовали свою волю даже королю. Все эти магнаты, независимо от национального происхождения. представляли собой польский элемент и несли польскую культуру. Это была сила, враждебная украинскому этносу.Конечно, все высшие должности в государстве могли занимать только магнаты. Право суда над ними имел только король.Статут 1588 года расширил судебные полномочия магнатов: они могли судить не только своих крестьян, но даже зависимую от них среднюю и мелкую шляхту.Магнаты имели право заседать в сенате. С начала XVII века из среды магнатов сенат назначал на два года 16 сенаторов, без участия которых король не имел права принимать важные решения.Полонизация захватила и шляхту. В начале XVII века украинскую прослойку и национальную культуру представляла главным образом мелкая шляхта. Это были роды Драгомирецких, Гошовских, Яворских, Чайковских, Хмельницких. Из-за бедности эта шляхта не могла получить то образование, которое имели магнаты и зажиточные шляхтичи, и это объединяло ее с народными массами. Мелкая шляхта не влияла на политику Речи Посполитой, поскольку была разрозненной. Кстати, из этой социальной группы населения вышли наиболее значительные государственные и духовные деятели Украины: гетманы Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, архимандрит Плетенецкий, митрополит Петр Могила и др.Окончательному становлению шляхетского сословия способствовала во л очная реформа, которая была проведена «Уставой на волоки» 1557 года. По реформе, земли, которые были присвоены самовольно, отбирались, а лица, которые не могли документально подтвердить свое шляхетское происхождение, изгонялись из шляхетского сословия. Отныне только сейм имел право даровать шляхетство, а лишать шляхетства мог только суд. Духовенство составляло отдельное общественное сословие. Под польской властью православная Церковь утратила свое привилегированное положение. Польская власть контролировала все высшие церковные должности.Общая тенденция выражалась в постепенном закрепощении всего украинского крестьянства. После Люблинской унии этот процесс усиливается. В селах полностью ликвидируется общественное право самоуправления: запрещаются сельские вече, устраняются копные суды. Крестьяне утратили право охотиться на зверя, размещать в лесах пасеки, ловить рыбу в реках и озерах, рубить лес. После водочной реформы 1557 года был заново проведен обмер земель и уменьшены размеры земельных участков, которыми могли владеть крестьяне. Лучшие земли паны забирали себе. Статут 1588 года почти окончательно закрепостил крестьянство. Крестьянин, который прожил на земле собственника 10 лет, становился крепостным. Если Статут 1566 года определял 10-летний срок розыска беглых крестьян, то Статут 1588 года увеличил его до 20 лет. Наиболее жестоким был социальный гнет на запад ноукраинских землях.По правовому положению городское население составляло три группы: магнатско-шляхетская аристократия, торгово-ремесленная верхушка, работные люди.Магнатско-шляхетская аристократия в составе магнатов и богатой шляхты продолжала контролировать городскую жизнь.Жители королевских городов выполняли общегосударственные повинности, а также повинности для местных нужд: строили, ремонтировали. В украинских землях магдебургское право не всегда освобождало города от зависимости хозяина, который предоставил право на самоуправление. В большинстве городов польская власть позволяла пользоваться магдебургским правом только католикам. Например, во Львове украинцы не допускались в некоторые цеховые организации, ограничивались их права на торговлю. Приобретать дома и проживать они могли только в определенном районе Львова, который назывался Русской улицей. Социальный, национальный и религиозный гнет, ограничения в правах вызвали резкий протест украинского мещанства и заложили основу для долгой и упорной борьбы за возвращение его прав.