14.Литовские уставы: историко-правовой анализ. См15.
15.«Устав на оборы» 1557 год: историко-правовой анализ. Устава на волоки 1557 - правовой документ, утвержденный 1.4.1557 польским королем, великим князем литовским Сигизмундом ІІ Августом о проведении аграрной и финансово-налоговой реформы на территории Большого княжества Литовского. Содержал 49 артикулов. 20.10.1557 по распоряжению короля к некоторым артикулам были внесены изменения, дополнения и поправки. За "У.на в." все земельные владения великого князя измерялись и делились на одинаковые участки - волоки (равнялись прибл.от 16,8 до 21,8 га в зависимости от местности), что стало единой единицей налогообложения. Наилучшие пахотные земли отводились под великокняжеские фільварки, остаток распределялась между крестьянами. Волочная померы проводилась из расчета, чтобы одной волоке земли соответствовало семь крестьянских волок. Каждое тягловое крестьянское хозяйство (отдельный двор - дым, который отбывал барщину) получало в пользование одну волоку которая разграничивалась на полосы (трехпольная система) каждая по 11 морґів (7,12 га). Некоторые крестьяне арендовали землю в соседних селах, самые бедные семьи брали волоку на 2 или 3 двора. Кроме этого, крестьяне получали по одному моргу земли под огороды, которые не облагались налогом. "У. на в." увеличивала налоги и повинности крестьян. Размер налога (натурой и деньгами) устанавливался в зависимости от плодородия почвы. Все земли делились на хороший грунт, средний, плохой и очень плохой - песочный, болотистый. Крестьяне, которые получали наделы в лесной зоне, освобождались от уплаты налогов сроком до 10 лет. Размер земельного участка, сумма налогов и повинности зависели от сословной принадлежности лица. Путные бояре и лица, которые находились на службе у великого князя (конюхи, стрельце), получали по два волока. За "У. на В." были значительно увеличены государственные налоги, предоставлены широкие права землевладельцам, старостам, войтам и лавникам относительно крестьян, обязаны крестьяне 2-3 дня на неделю работать на земле феодалов. В «Уставе на волоки» 1557 года подчеркивалось, что не только крестьянское имущество, но и сам крестьянин принадлежали пану.
16.Магдебургское право и его особенности в Украине. В конце XIII века на украинских землях появляется немецкое городское (магдебургское) право. Впервые это право вводится во Владимире. Его получают только немцы. Магдебургское право выводило немцев из-под юрисдикции местной администрации и подчиняло юрисдикции города Магдебурга. Одним из первых украинских городов, который получил полное магдебургское право, был Санок. Привилегия этому городу на немецкое право была предоставлена в 1339 году грамотой князя Юрия II Болеслава. В ней он дает войтовство своему «слуге» Барткову из Сандомира с правом на треть налогов с мещан, с юрисдикцией и иными привилегиями. Жители этого города на 15 лет были освобождены от налогов и получали другие льготы. Позднее магдебургское право было предоставлено другим украинским городам: Львову (1356) и Камя-нец-Подольску (1374). Полная характеристика действия магдебургского права в украинских городах будет представлена в следующем разделе. Магдебургское право в городах Украины действовало путем применения в самоуправлении и суде книг городского права польских юристов. Нужно подчеркнуть, что в украинских городах действовала та часть магдебургского права, которая помогала организовать систему органов самоуправления. д. Костяковский подчеркивал, что «магдебургское право претерпевало изменения от местных обычаев и взглядов, которые часто действовали вместе с ним и заменяли его». Главным органом самоуправления в городах с магдебургским правом был магистрат. На нем лежала забота о городском благоустройстве, он мог регулировать цены на продукты, следить за чистотой и порядком в городе. Магистрат имел «правовые книги» (сборники законов) и печать с городским гербом. В магистратуру входили магистратские урядники: старшие и младшие. Старшие — это войт, бурмистр, радники, лавники и магистратский писарь, младшие — комиссар или межовщик, городничий и возный. Возглавлял городскую власть войт, который сначала назначался королем. Его должность была наследственной, ее можно было продать и купить. Со временем города выкупают наследственные войтовства, эта должность становится выборной, с последующим утверждением королем. Существовали религиозные ограничения при выборах войта. Так, в грамоте на самоуправление городу Стародубу было сказано, что войтом может быть только католик. Это вносило осложнения в жизнь украинских городов, где большая часть населения была православной. В лучшем случае удавалось получить право на выборы в лаву и раду одного-двух православных. Во Львове, например, православные украинцы не имели права занимать ни одной должности и даже жить они могли только в определенной части города, на Русской улице. Так же было в Перемышле, Дрогобыче и некоторых других городах. Процесс в городах с магдебургским правом был устным, гласным и состязательным. Судопроизводство велось на польском или латинском языке. Магдебургское право давало жителям городов и определенные права. Мещане получали право постройки дома для магистрата и право держать трубача. На нижних этажах таких домов разрешалось иметь. Сделаем некоторые выводы. В течение ХГ7-ХУ1 веков магдебургское право распространилось на всей Правобережной и в части Левобережной Украины. В своей основе оно было орудием католизации и полонизации украинского населения, поскольку правом на самоуправление могли пользоваться только католики. Магдебургское право никогда не применялось в городах Украины в полном объеме. Относительно правных книг, которыми пользовались в городах Украины, то в них мало чего было от немецкого права. Города использовали форму магдебургского права, но не его содержание. На первом этапе своего существования магдебургское право сыграло определенно прогрессивную роль в экономическом развитии Украины.
17.Основные черты общественного и политического строя Запорожской Сечи. Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. Казацкая административная и судебная власть, распространялась как на казаков, так и на то население, которое проживало за пределами Запорожья в укреплениях — «паланках». Кош возглавлял выборный кошевой атаман. Ему помогали выборный судья, писарь, обозный есаул, хорунжий. Важнейшие вопросы военного и политического характера рассматривались на заседаниях Войсковой Рады. Согласно казацкому обычному праву на них мог присутствовать любой казак. Собиралась Войсковая Рада тогда, когда для решения того или иного вопроса необходима была воля всего общества, но два раза в год — 1 января и 1 октября — она собиралась обязательно. Существовали также рады на уровне куреней, которые назывались «сходками», и они собирались для решения вопросов местного значения. Для этих же целей созывали и сходки в паланках. на Запорожской Сечи государственная система сформировалась из военной организации, поэтому государственные органы, административно-территориальная система, должности были как военными единицами, так и государственными. Кошевой атаман (гетман), военный судья и военный писарь составляли так называемую военную старшину. Они избирались Войсковой Радой ежегодно 1 января. В мирное время военная старшина выполняла административные и судебные функции, а во время военных походов возглавляла Запорожское войско, передавая свои полномочия наказной старшине. Кошевой атаман (гетман) сосредотачивал в своих руках высшую военную, административную и судебную власть. Его власть не была абсолютной: он отчитывался перед Войсковой Радой, его полномочия ограничивались годовым сроком пребывания на должности. Войсковой судья был вторым должностным лицом на Запорожье. Он осуществлял суд над казаками и назначал начальника артиллерии. Численность Запорожского войска не была четко определенной. К концу XVI века оно насчитывало около 15 тысяч казаков. Сечь имела также свой флот, который состоял из больших лодок — чаек или байдаков. В походах на Крым и Турцию выходило 100-150 чаек.Войско Запорожское имело свою печать — герб с изображением казака с ружьем на плече, с саблей и копьем, воткнутым в землю рядом с казаком. Сече-вая корогва (флаг) была красного (малинового) цвета: на лицевой стороне был изображен в белом цвете св. Архангел Михаил, а на обратной стороне — белый крест, окруженный небесными светилами.Номинально подвластная Речи Посполитой, Запорожская Сечь далеко не всегда учитывала ее волю. Уже в конце XVI века она начинает играть заметную роль в международных делах. Избирательная демократическая система, которая сложилась на Запорожье, была исторической нитью, связывающей нашу давнюю историю с историей Украины казацкого периода. К тому же, Запорожская Сечь настойчиво вырабатывала новую государственно-национальную традицию. Было понятно, что ни одно государство не будет защищать украинский народ, а только грабить и уничтожать его. Естественно, возникла потребность в создании своего государства, которое могло бы быть более гуманным к украинцам. Таким образом, в организации казачьего самоуправления, которое сложилось в Запорожской Сечи, мы видим зарождение будущей украинской государственности, которая заявит о себе в полный голос в годы Освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов.