· общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования
· на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом
· при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы
Вышеперечисленные выводы позволяют сформулировать следующее определение государства:
Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление экономическими, социальными, политическими, духовными процессами жизни общества. Но здесь важно отметить следующее, что любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений - Аристотель, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет односторонним неполным абстрактным. Оно не способно научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, так как связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще можно давать, например, понятие национально-конкретного государства ( французское, германское или русское) или рабовладельческого, фашистского, теократического государства. Отсюда складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые дают возможность увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств. Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства (пусть и абстрактные) - не плод умозрительных конструкций, каких-либо выдумок или фантазий, но и определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики. Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.
Раздел 2. Понимание государства
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Несколько иной позиции придерживался правовед Н. М. Коркунов. Он говорил, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[1]. Словом, многие ученые понимали государство как организацию правопорядка, видели в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный политический деятель Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:
1) совокупность человеческих индивидов
2) определенную территорию
3) суверенную власть
4) правительство
«Под понятием государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые признаки государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства выделяли принудительную власть: «Принудительная власть существует во всяком человеческом общежитии, в родовом устройстве, в семье, но государства тут не было».
Также не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[2]. Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. С одной стороны не существует таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью присуща тем союзам, которые называют "политическими". Это значит,что в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[3].
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Эти учёные считали, что государство - это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой всё гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[4]. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, на самом деле, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[5]. В. И. Ленин внёс в приведенное определение некоторые изменения. Он писал,что «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[6].
Эти два определения были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понимание государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно важные для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный правопорядок в обществе.
Раздел 3. Признаки государства
Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей, также они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.
Традиционно выделяют следующие признаки государства:
· Территория и осуществление публичной власти в территориальных пределах.. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, общество, территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было ,большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым, всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти.
Для общества характерны разнообразные отношения и связи - экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как "гражданство", "гражданин", юрисдикция",.