Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о её истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума, т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
· Патриархальная теория.
Эта теория также возникла в древности, её основателем был Аристотель. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколение в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и её законам. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно- общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.
Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.
· Органическая теория.
Эта теория возникла в 19 веке в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше.
Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние ( оборона, нападение ).
· Теория насилия.
Эта теория также возникла в 19 веке. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно – политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.
Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того, чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень развития экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
· Психологическая теория.
Представителями этой теории, возникшей также в 19 веке, были Г. Тард, Л. И. Петражитский и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика
Формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
· Теория общественного договора (естественного права).
Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному ( неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие –« золотой век» и т.п.). В большинстве концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о сознании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говориться: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых…»[7]
· Историко-материалистическая теория.
Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и Л. Моргана. Смысл этой теории в том , что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствующий в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.[8]
Также очень важно отметить, что существующие теории государства можно разделить на четыре группы:
1). О сущности государства
2).О целях и задачах государства
3).О средствах и методах деятельности государства
4). О путях и перспективах дальнейшего развития государства
Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие:
· Теория элит
· Технократическая теория
· Теория плюралистической демократии
· Теория правового государства
Сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать и управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они могут определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Глава 3.Функции государства, социальное назначение
Чтобы ближе подойти к вопросу о сущности государства, нужно рассмотреть его функции.
Функции государства – главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идёт о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние и на внешние.
Среди внешних функций можно назвать следующие: обороны страны, захвата чужих территорий, дипломатическую, взаимопомощи. В 20 веке возникла и стала первостепенной функция поддержания мира и международной безопасности.
Внутренние функции делятся на классовые и общесоциальные. Классовые функции осуществляются в интересах господствующего класса (социальной группы) – охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления классовых противников и т.д. Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующей элиты, и подчиненных классов и социальных групп. К ним относятся такие функции как развитие экономики, строительство общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и другие.