Смекни!
smekni.com

Преступность и преступление, их взаимосвязь (стр. 2 из 3)

Виктимогенность классифицируется по объективным и субъ­ективным истокам, возрасту, полу, профессиональной деятельности, психическому здоровью и алкоголизму. В самостоятельное направ­ление выделилась криминологическая конфликтология, изучающая криминогенную роль потерпевшего в семейно-бытовых и досуговых конфликтах.

Изучение групп населения с виктимогенным риском имеет боль­шое практическое значение для планирования предупреждения пре­ступлений, для реализации ранней, допреступной профилактики.

Преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

Уро­вень пре­ступ­но­сти яв­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­вен­ной ха­рак­те­ри­сти­кой, из­ме­ряе­мой в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии сум­мой со­вер­шен­ных пре­сту­п­ле­ний и их уча­ст­ни­ков (ви­нов­ных лиц), а так­же в ко­эф­фи­ци­ен­тах или ин­дек­сах пре­ступ­но­сти. Офи­ци­аль­ная ста­ти­сти­ка ис­поль­зу­ет два по­ка­за­те­ля:

- ко­ли­че­ст­во за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных пре­сту­п­ле­ний (и их субъ­ек­тов) и

- по дан­ным о су­ди­мо­сти.

Уро­вень ис­чис­ля­ет­ся из ко­ли­че­ст­ва пре­сту­п­ле­ний, со­вер­шен­ных на той или иной тер­ри­то­рии за оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни в рас­че­те на за­дан­ное чис­ло жи­те­лей, на­при­мер, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уро­вень пре­ступ­но­сти в дан­ном тол­ко­ва­нии и на­зы­ва­ет­ся ко­эф­фи­ци­ен­том пре­ступ­но­сти.

Он рас­счи­ты­ва­ет­ся по фор­му­ле:

К = П * 1 000 (10 000 или 100 000)

Н

где: К - ко­эф­фи­ци­ент пре­ступ­но­сти,

П - чис­ло пре­сту­п­ле­ний

Н - чис­лен­ность на­се­ле­ния (в це­лом или в воз­рас­те от 14 лет и стар­ше).

Ко­эф­фи­ци­ен­ты по­зво­ля­ют срав­ни­вать ин­тен­сив­ность пре­ступ­но­сти в раз­ных ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ни­цах с раз­лич­ной чис­лен­но­стью на­се­ле­ния, а так­же в раз­ные пе­рио­ды в од­ном и том же рай­оне, об­лас­ти с уче­том из­ме­не­ния чис­лен­но­сти на­се­ле­ния.

Струк­ту­ра пре­ступ­но­сти рас­кры­ва­ет внут­рен­нее со­дер­жа­ние пре­ступ­но­сти, со­от­но­ше­ние групп или от­дель­ных ви­дов пре­сту­п­ле­ний в об­щем их чис­ле за оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни на оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии, вы­де­лен­ных по раз­но­об­раз­ным груп­пи­ро­воч­ным при­зна­кам: уго­лов­но-пра­во­вым, кри­ми­но­ло­ги­че­ским, со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ским и др. От то­го, ка­ко­ва струк­ту­ра пре­ступ­но­сти, долж­но за­ви­сеть и “на­прав­ле­ние глав­но­го уда­ра” в борь­бе с ней.

По­ка­за­тель струк­ту­ры оп­ре­де­ля­ет удель­ный вес (до­лю) тех или иных пре­сту­п­ле­ний (ли­бо пре­ступ­ни­ков), ко­то­рые на­зы­ва­ют ви­да­ми пре­ступ­но­сти, в об­щей со­во­куп­но­сти пре­сту­п­ле­ний (пре­ступ­ни­ков), взя­тых за 100%.

По­след­ней ха­рак­те­ри­сти­кой пре­ступ­но­сти является - ди­на­ми­ка пре­ступ­но­сти, то есть из­ме­не­ние ее уров­ня и струк­ту­ры за тот или иной пе­ри­од вре­ме­ни (год, три го­да, пять лет, де­сять лет и т.д.), т.е. темп и на­прав­ле­ние из­ме­не­ний ос­нов­ных черт со­во­куп­но­сти пре­ступ­ных дея­ний. Ана­лиз ди­на­ми­ки пре­ступ­но­сти в на­уч­но-прак­ти­че­ском от­но­ше­нии име­ет, по мень­шей ме­ре, две це­ли:

1. Дать пред­став­ле­ние об из­ме­не­ни­ях по­ка­за­те­лей за про­шед­ший пе­ри­од, вы­явить тен­ден­ции и за­ко­но­мер­но­сти этих из­ме­не­ний;

2. На их ос­но­ве осу­ще­ст­вить про­гноз о воз­мож­ном ха­рак­те­ре пре­ступ­но­сти в бли­жай­шем и от­да­лен­ном бу­ду­щем, что яв­ля­ет­ся ос­но­вой не­об­хо­ди­мо­го оп­ти­маль­но­го кри­ми­но­ло­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния ме­ро­прия­тий по борь­бе с ней.

Причины преступности - представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Ис­сле­до­ва­ние при­чин пре­ступ­но­сти рас­кры­ва­ет при­ро­ду это­го со­ци­аль­но-не­га­тив­но­го яв­ле­ния, объ­яс­ня­ет его про­ис­хо­ж­де­ние, по­ка­зы­ва­ет, от че­го за­ви­сит су­ще­ст­во­ва­ние пре­ступ­но­сти, что спо­соб­ст­ву­ет ее со­хра­не­нию, в на­стоя­щее вре­мя его ожив­ле­нию, а что это­му про­ти­во­дей­ст­ву­ет. Толь­ко на ос­но­ве по­доб­ных зна­ний мож­но обес­пе­чить эф­фек­тив­ную борь­бу с пре­ступ­но­стью: пред­ви­деть про­ис­хо­дя­щие в ней из­ме­не­ния, оп­ре­де­лить и осу­ще­ст­вить не­об­хо­ди­мые ме­ро­прия­тия по пре­ду­пре­ж­де­нию пре­ступ­ных про­яв­ле­ний, их со­кра­ще­нию.

Вся­кое яв­ле­ние, в том чис­ле и пре­ступ­ность, име­ет не толь­ко ряд (ие­рар­хию) при­чин, но и ряд (ие­рар­хию) ус­ло­вий, спо­соб­ст­вую­щих на­сту­п­ле­нию дан­но­го яв­ле­ния. Од­ни ус­ло­вия име­ют со­пут­ст­вую­щий ха­рак­тер - не ока­зы­ва­ют не­по­сред­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия на со­вер­ше­ние пре­сту­п­ле­ний (на­при­мер, ноч­ное вре­мя при со­вер­ше­нии кра­жи, раз­боя, гра­бе­жа). Дру­гие ус­ло­вия бо­лее су­ще­ст­вен­ны (не­ор­га­ни­зо­ван­ность до­су­га, пло­хая вос­пи­та­тель­ная ра­бо­та, от­сут­ст­вие кон­тро­ля, спо­соб­ст­вую­щие ху­ли­ган­ст­ву и пра­во­на­ру­ше­ни­ям в сфе­ре меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве по­гра­нич­ной за­ста­вы). Осо­бое зна­че­ние име­ют не­об­хо­ди­мые ус­ло­вия, без ко­то­рых при­чи­на не мо­жет по­ро­дить след­ст­вие, например, не­дос­тат­ки в ох­ра­не ору­жия и бо­е­при­па­сов при их хи­ще­ни­ях.

Что­бы ра­зо­брать­ся в мно­го­об­ра­зии при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти, пол­нее вы­яв­лять их на прак­ти­ке и це­ле­на­прав­лен­но осу­ще­ст­в­лять не­об­хо­ди­мые ме­ро­прия­тия по их уст­ра­не­нию и ней­тра­ли­за­ции, нуж­ны надлежащие их диф­фе­рен­циа­ция и клас­си­фи­ка­ция. Ка­ж­дое на­прав­ле­ние кри­ми­но­ло­ги­че­ской мыс­ли (шко­лы) про­во­дят их по раз­лич­ным кри­те­ри­ям, ис­хо­дя, пре­ж­де все­го, из сво­его пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния. Рос­сий­ские кри­ми­но­ло­ги ис­поль­зу­ют клас­си­фи­ка­ции по раз­лич­ным кри­те­ри­ям.

1. Клас­си­фи­ка­ция “по уров­ню дей­ст­вия (су­бор­ди­на­ции)». С этой точ­ки зре­ния сле­ду­ет раз­ли­чать не­сколь­ко ви­дов это­го под­хо­да. Пер­вый из них:

- при­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти в це­лом как оп­ре­де­лен­но­го со­ци­аль­но­го яв­ле­ния, су­ще­ст­вую­ще­го в кон­крет­ных со­ци­аль­ных ус­ло­ви­ях и про­яв­ляю­ще­го­ся в со­во­куп­но­сти об­ще­ст­вен­но-опас­ных дея­ний - пре­сту­п­ле­ний;

- при­чи­ны и ус­ло­вия раз­лич­ных групп (ви­дов, ка­те­го­рий) пре­сту­п­ле­ний, об­ра­зую­щих струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния пре­ступ­но­сти (умыш­лен­ные и не­ос­то­рож­ные, на­силь­ст­вен­ные и ко­ры­ст­ные и пр.);

- при­чи­ны и ус­ло­вия от­дель­ных ви­дов пре­сту­п­ле­ний - убийств, ху­ли­ган­ст­ва, во­ин­ских и пр.

Дру­гой вид уров­не­во­го под­хо­да пред­по­ла­га­ет вы­яв­ле­ние при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти (в це­лом и от­дель­ных струк­тур­ных ее под­раз­де­ле­ний) на уров­не все­го об­ще­ст­ва (макро уровень), от­дель­ных его со­ци­аль­ных групп и сфер об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и на уров­не от­дель­но­го ин­ди­ви­да.

Уров­ни эти взаи­мо­свя­за­ны, но со­дер­жа­ние при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти на ка­ж­дом из них не то­ж­де­ст­вен­но.

На обще социальном уров­не мы вы­яв­ля­ем наи­бо­лее об­щие при­чи­ны и ус­ло­вия, с ко­то­ры­ми свя­за­но са­мо су­ще­ст­во­ва­ние пре­ступ­но­сти в дан­ных ис­то­ри­че­ских ус­ло­ви­ях.

На уров­не со­ци­аль­ных групп фик­си­ру­ют­ся при­чи­ны и ус­ло­вия, ха­рак­тер­ные для этих групп и кол­лек­ти­вов.

На ин­ди­ви­ду­аль­ном уров­не речь идет о при­чи­нах и ус­ло­ви­ях кон­крет­но­го пре­сту­п­ле­ния, со­вер­шен­но­го от­дель­ным ли­цом, здесь мно­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го, субъ­ек­тив­но­го и си­туа­тив­но­го, по­рой слу­чай­но­го (осо­бен­но­сти лич­но­сти, ее ин­ди­ви­ду­аль­ный жиз­нен­ный опыт, свя­зи, зна­ком­ст­ва, влия­ния, сте­че­ние об­стоя­тельств и т.п.). Вме­сте с тем обще социальные при­чи­ны и ус­ло­вия пре­ступ­но­сти транс­фор­ми­ру­ют­ся в ин­ди­ви­ду­аль­ные, а наи­бо­лее ти­пич­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные при­чи­ны и ус­ло­вия “скла­ды­ва­ют­ся” в обще социальные.

Изу­че­ние при­чин и ус­ло­вий на обще социальном и груп­по­вом уров­нях име­ет на­уч­но-по­зна­ва­тель­ное зна­че­ние и слу­жит прак­ти­ке для раз­ра­бот­ки и ор­га­ни­за­ции сис­те­мы со­ци­аль­ной про­фи­лак­ти­ки пре­ступ­но­сти в рам­ках все­го го­су­дар­ст­ва, от­дель­ных его ре­гио­нов, со­ци­аль­ных групп и кол­лек­ти­вов.

Вы­яв­ле­ние при­чин и ус­ло­вий кон­крет­но­го пре­сту­п­ле­ния (индивидуальный уро­вень) под­чи­не­но не­по­сред­ст­вен­но прак­ти­че­ским - пра­виль­но­му ре­ше­нию ка­ж­до­го кон­крет­но­го де­ла, ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции к субъ­ек­ту ин­те­ре­са и уст­ра­не­нию об­стоя­тельств, спо­соб­ст­вую­щих со­вер­ше­нию им дан­но­го пре­сту­п­ле­ния. При­чи­ны и ус­ло­вия кон­крет­но­го пре­сту­п­ле­ния (ин­ди­ви­ду­аль­ные об­стоя­тель­ст­ва его со­вер­ше­ния) мо­гут быть не­ти­пич­ны­ми. Од­на­ко в ин­ди­ви­ду­аль­ных слу­ча­ях все­гда про­яв­ля­ет­ся не­что об­щее. По­это­му на­уч­но-прак­ти­че­ское изу­че­ние при­чин и ус­ло­вий пре­ступ­но­сти ос­но­вы­ва­ет­ся на обоб­ще­нии дан­ных, по­лу­чен­ных из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков.