В сфере социальной (в узком смысле этого слова) устранению, блокированию, нейтрализации причин и условий преступности способствуют меры, направленные на сглаживание резкого имущественного расслоения людей, адресную поддержку малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, повышения культуры быта, обеспечение надлежащих условий социализации личности, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции, детской беспризорности и т.п.
В плане преодоления криминогенных факторов, действующих в духовно-нравственной сфере, большое значение имеет настойчивый поиск объединяющей общество национальной идеи, возрождение лучших народных традиций, бережное отношение к богатейшему культурному наследию страны, стремление к его приумножению, сочетаемое с осознанием опасности девальвации моральных ценностей, связанной с агрессией худших зарубежных образцов так называемой массовой культуры.
Общесоциальные меры предупреждения преступности действуют и в правовой сфере, что, например, находит отражение в совершенствовании законодательства, прямо не нацеленного на борьбу с преступностью, её предупреждения, а имеющего предметом правовое регулирование общественных отношений иного характера (имущественных, жилищных, семейных, трудовых и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, могут играть криминогенную роль. Учёные-криминологи говорят о необходимости внедрения сегодня в России криминологической экспертизы проектов нормативных актов на предмет их обоснованности и последствий в изменении преступности.5 К сожалению, это остаётся пока лишь пожеланием.
Общесоциальный уровень предупреждения преступности представляет собой, на наш взгляд, как бы основу, фундамент для специальной криминологической профилактики. Специально-криминологические меры осуществляются государственными организациями и общественными организациями и специально направлены на предотвращение и пресечение преступлений. Они строго целенаправлены, специализированы и так или иначе локализованы во времени и пространстве применительно к определённым объектам и субъектам, срокам проведения и т.д.
Общесоциальное и специальное предупреждение преступности взаимосвязаны и представляют собой взаимоподкрепляющие друг друга виды деятельности. Так, последние не только базируются на первых, не только используют антикриминогенный потенциал общественного развития в целом, но и способствуют ему, устраняя довольно значительные преграды на его пути. В этой связи следует указать, что в условиях переходного периода разросшаяся и суммарно более вредоносная, более опасная, чем прежде преступность не просто создаёт помехи, затрудняет экономические, политические, социальные и иные преобразования, а уже таит в себе реальную угрозу их срыва. В частности, по справедливому замечанию Г.М. Миньковского, «органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе социальной и криминальной ситуации сигнализировать о необходимости учёта тенденций этой ситуации в содержании крупномасштабных мер общесоциального уровня. Например, анализ причин дезертирства (3/5 этих случаев связаны с остающимися не выявленными неуставными отношениями со старослужащими) требует их учёта при разработке и осуществлении концепции военной реформы».6
В зависимости от масштаба применения меры предупреждения подразделяются: общегосударственные, региональные и локальные. Классификация мер по данному основанию ориентирует на всемерный учёт территориальной, отраслевой и иной специфики, позволяет уйти от масштабных, стереотипных решений в организации упреждающего воздействия на преступность, что имеет особое значение для такого огромного государства, как Россия, с её федеративным устройством, географической, экономической, этической и иной неординарностью. К примеру, миграция населения, несомненно, играет немаловажную роль в детерминации правонарушений и преступности, но в неодинаковых территориальных условиях она проявляется по-разному. Следовательно, при разработке профилактических мер в тех или иных регионах необходимо учитывать особенности проявления отдельных социальных явлений в этих регионах.
По объёму различают общие и индивидуальные предупредительные меры. Степени «общности» могут быть различны: предупреждение меры в отношении отдельных социальных групп, в различных сферах общественной жизни, в разных территориальных зонах, в отношении определённого контингента лиц с отрицательным поведением (рецидивисты, алкоголики, наркоманы, лица с психическими аномалиями, занимающиеся бродяжничеством и другие).
Меры общего предупреждения проявляются в случаях, когда причины, условия и иные детерминанты преступлений проявляются как бы обезличенно и безотносительно к антиобщественному поведению конкретных лиц, которые могут совершить уголовно наказуемые деяния. Приведём пример. Известно, что значительная часть насильственных преступлений совершается с применением огнестрельного оружия. Исходя из этого проводится широкий комплекс мер по пресечению незаконного оборота оружия путём установления и соблюдения в рамках так называемой разрешительной системы определённых правил и ограничений, распространяемых на всех без исключения граждан, безотносительно к тому, имеются данные об их склонности к криминальному насилию или нет.
В рамках предупредительной работы анализируются статистические и иные данные, характеризующие качественно-количественные показатели преступности и других правонарушений, их причины и условия, проводятся криминологические исследования на отдельных объектах (в регионах, отраслях хозяйства), целевые профилактические операции; о криминогенных факторах, путях и средствах их устранения (нейтрализации, блокирования), информируются органы власти, местного самоуправления, управления коммерческими и некоммерческими организациями, общественные объединения и другие субъекты, обладающие возможностями и полномочиями по практической реализации соответствующих предложений антикриминального характера; разрабатываются и осуществляются финансово-экономические, организационные, технические и иные меры профилактики; проводится работа по повышению юридической культуры граждан.
В системе предупредительных мер по профилактике преступлений большое место отводится работе с лицами, в отношении которых есть основания опасаться, что они могут совершить преступления, т.е. индивидуальной профилактике. Она, как показывает опыт, является одним из наиболее эффективных средств предупреждения преступности. Индивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении освобождённых из исправительных учреждений осуждённых условно, к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершающих административные правонарушения и других категорий лиц, чьи обстоятельства индивидуальной жизни свидетельствуют о возможности становления (или возврата) на преступный путь. Такие лица ставятся на профилактический учёт в милиции, органах ФСБ. С ними проводятся воспитательно-профилактические беседы о недопустимости противоправного поведения, в необходимых случаях им оказывается помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении и поддержании социально-полезных связей, лечении от алкоголизма и наркомании, проводятся другие индивидуально-профилактические мероприятия.
Таким образом, предупредительные меры могут носить как объективный характер (предназначены для воздействия на внешние обстоятельства), так и субъективный (связаны с воспитанием людей).
Меры предупреждения преступлений принято делить и по другим основаниям, в частности, по времени их применения.
Меры ранней профилактики осуществляются на самых далёких подступах к преступлению. Они воздействуют не только на уже сформировавшееся и проявившееся детерминанты преступлений, но и на ещё только зарождающиеся причины и условия, на то, что стоит у самых истоков причинно-следственной цепочки.
Что касается мер общей профилактики, то они практически не имеют «нижних» временных границ. Здесь действует принцип, чем раньше, тем лучше». Скажем, меры профилактики квартирных краж могут разрабатываться и осуществляться впрок уже на стадиях проектирования и строительства жилищ – безотносительно к наличию конкретных угроз со стороны лиц, склонных к совершению этих преступлений, а также фиксированных криминогенных ситуаций, которые могут им способствовать.
В сфере индивидуальной профилактики ранними мерами может осуществляться реагирование на самые незначительные отклонения от норм поведения, например, на аморальные поступки, антиобщественные действия, не являющиеся правонарушениями, на ситуации ещё не криминогенные, но уже аморальные. Субъектами таких ранних мер индивидуальной профилактики являются семья, школа, трудовой коллектив, иные социальные институты.
Непосредственная профилактика или профилактика непосредственной опасности совершения преступлений проводится тогда, когда социально не одобряемое поведение лица (группы) превратилось в систематическое (неоднократное) совершение правонарушений, а личностные особенности человека указывают на возрастающую опасность перехода на преступный путь. Таким образом, ориентиром для профилактического вмешательства правоохранительных органов (и взаимодействующих с ними иных субъектов специализированной профилактической деятельности) является совершение противоправных (а не просто аморальных, антиобщественных) действий. Конечно, инспектору по делам несовершеннолетних не возбраняется попенять не состоящему на учёте, но оказавшемуся случайно в поле его зрения подростку за пристрастие к спиртному, за неуважительное отношение к родителям; или скажем, следователь вправе «повоспитывать» в связи с этим допрошенного или несовершеннолетнего свидетеля. Но подобное участие в ранней индивидуальной профилактике будучи житейским фактом (не таким уж и редким), не является служебным долгом, не относится к функциональным обязанностям названных должностных лиц. Правоохранительные органы должны реагировать на причины и условия преступности, проявляющиеся в индивидуальной жизни лиц уже склонных к совершению преступлений, причём индикатором этой склонности является не что иное, как их противоправное поведение. Иное решение вопроса означало бы нарушение конституционных прав граждан на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни и др.