В качестве сущностной характеристики права признается свобода.
Свобода понимается как возможность выбора варианта поведения, возможность поступать по своей воли. Но право и свобода — не одно и тоже. Право — это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе. Такое понимание права, свободы в праве было выражено Кантом. Аналогичная позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом, для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей». Право не только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность.
Однако важнейшим вопросом в практическом, а не теоретическом изучении сущности права является не выделение его основных характеристик, а изучение взглядов известных правоведов на сущность права. Как уже было сказано раннее, большое количество правоведов различных времен занимались изучением данного вопроса. Ранее уже упоминались основные тезисы Канта, Гуго Гроция, Хаммурапи, Юстиниана и Цельса. Однако на данный момент существуют целые концепции правопонимания, составленные различными авторами.
Основная цель данной работы: изучить отношение к природе и сущности права правоведов различных времен. Проследить эволюцию взглядов, сформировать представление о будущем права и о поисках нового понимания права.
Сущность права – понятие крайне изменчивое. С течением времени представления людей о сущности права постоянно эволюционировали. Для того, чтобы разобраться в том, что сейчас из себя представляет понятие сущности права, необходимо определить основные направления в развитии сущности права в каждый исторический период.
2.1 Понятие сущности права на ранних стадиях развития общества
Право и государство появляются почти одновременно, и их появление обусловлено схожими процессами и факторами. Однако и представления о государстве, и представления о праве серьезно изменились.
Серьезно задумываться на тему сущности права начали в период буржуазных революций, так как право должно было получить основополагающую роль в жизни общества. Возможно, это вызвано тем, что на ранних стадиях развития общества психология людей не могла принять право, как аппарат, способный контролировать жизнь общества. Это могло получиться из-за убеждений людей о том, что вся общественная жизнь контролируется диктатором. Особенно это свойственно в Древнем Востоке. Однако в некоторых государства, где право стало активно развиваться, представления о сущности права стали активно развиваться.
Основной тенденцией в определении сущности права на ранних стадиях развития общества является сопоставление права и справедливости. Понятия права и справедливости многими мыслителями Древнего Мира были расценены как равнозначные. Особенно это было характерно учениям Сократа и Аристотеля. Именно они являются крупнейшими теоретиками права и государства того времени, наряду с другими древнегреческими и римскими мыслителями и философами.
Сократ утверждал, что справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества. Сократ многое писал о взаимосвязи закона и полиса.
Тесная связь и, можно даже сказать, внутреннее единство полиса и его законов в концепции Сократа обусловлены их единым божественным первоисточником. Нравственная организация полисной жизни так же невозможна без законов, как невозможны и законы вне полиса: законы и есть, в трактовке Сократа, сами устои полиса. Сократ разделяет, подобно софистам, право естественное и позитивное. Но это различие естественных и человеческих установлений Сократ не превращает в их противоположность, как это делали софисты. И законы бога, и законы человека выражают справедливость, а возможно даже тождественны ей. Когда софист Гиппий настойчиво спрашивает у Сократа, каково же его учение о справедливости, Сократ говорит ему: «Я лично того мнения, что нежелание несправедливости служит достаточным доказательством справедливости. Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не понравятся ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо»[1].
Аристотель придерживался схожего мнения. Основные тезисы, характеризующие его представления о праве имеют подобный характер:право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».[2]
Право в целом как явление политическое Аристотель называет «политическим правом». Это - в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствия права вообще в неполитических (деспотических) формах общения, общественного устройства и правления. Как естественное, так и условное право -- явления политическиё и носят политический характер. «Что касается политического права, -- пишет Аристотель, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право -- то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть бёз существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается), и есть разница, выкупить ли пленника за одну мину, и принести ли в жертву одну козу, а не двух баранов. Сюда же относятся законоположения, даваемые для отдельных единичных случаев, например, касательно жертвоприношения Бразиду, законоположения, пол силу путем голосования».[3]
Платон же дополнил понятие справедливости, завершив эту модель представлений о сущности права. Он определил справедливость как сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».[4]
Римские юристы тоже внесли огромную лепту в развитие права. Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Именно римские юристы развели понятия частного и публичного права. В частности Ульпиан определял публичное право, как право, которое «относится к положению всего государства», а частное, как право, которое «относится к пользе отдельных лиц».
Римский юрист и оратор Марк Тулий Цицерон, как и древнегреческие философы, соотносил понятие «права» и «справедливости». Он утверждает, что идеальный гражданин должен «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив»
Римское право стало самым выдающимся примером развития национального права. Римская Юриспруденция достигла вершин юридической техники и оказала большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено не только высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, чёткость формулировок, обширность разработанных проблем), но и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.
В других же странах понятия о сущности права формировались медленнее. Однако некоторые мыслители, такие как Конфуций, формировали свои идеи о сущности права. Он отрицательно относился к тому, что сейчас принято называть позитивным правом.
“Если, - подчеркивал он, - руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится”[5]
Закон, по представлению Конфуция имеют отрицательный характер потому, что он ассоциируются с наказанием, что отрицательно психологически влияет на людей.
Также в Древнем Китае большую роль в формировании представлений о праве сыграл Шан Ян (Гунсунь Ян). Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут “лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов”.
Но по сути Шан Ян воспринимает закон лишь как орудие. Закон по Шан Яну – лишь голая приказная форма, которая может заполняться любым содержанием, снабжается любой санкцией. Шан Ян не выделял основных принципов права: равенство всех перед законом, соответствие меры наказания тяжести содеянного поступка, ответственность лишь за вину и т.д. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: “Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими”.