Смекни!
smekni.com

Сущность, формы и задачи правосудия в Республике Беларусь (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Кафедра государственно-правовых

и уголовно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

Сущность,формы и задачи правосудия

Выполнил: учащаяся

4 курса 238 группы

Бурдынская О.Н.

МИНСК 2010
ВВЕДЕНИЕ

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Актуальность исследования темы «Сущность, формы и задачи правосудия» заключается в том, что судебная власть относится к числу фундаментальных, многоаспектных явлений общественной жизни. Как уникальный социокультурный феномен, она оказывает влияние не только на судьбу отдельного человека, но и общества в целом, поскольку предназначена для разрешения социальных конфликтов, носящих юридический характер, преодоление которых невозможно без властного воздействия. Носителем судебной власти является суд. Только ему принадлежит судебная власть. Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции, которые предопределяются функциями государства. Правоохранительную функцию государства в той или иной мере осуществляют все государственные органы. Но для одних она является вспомогательной, а для других основной. Суд, прокуратура, органы предварительного расследования преступлений специально созданы для реализации правоохранительной функции государства. Каждый из них отражает ту или иную ее сторону. Чтобы не возникло сомнений в том, какая из функций присуща соответствующим государственным органам, необходимо их четкое правовое закрепление. В действующем законодательстве закреплено, что суды осуществляют правосудие. Определение сущности, форм и задач правосудия способствует и уяснению сущности судебной власти, так как между функцией правосудия и судебной деятельностью существует генетическая связь, состоящая в том, что функция предопределяет деятельность. В свою очередь, судебная деятельность олицетворяет функцию правосудия, дает представление о характере деятельности суда, которая всегда реальна. Кроме того, выделение судов в самостоятельную ветвь государственной власти поставило перед юридической наукой новые задачи по изучению механизма соотношения государства и права и одной из них является вопрос о взаимосвязи правосудия и судебной власти, что также определяет актуальность исследования темы, в задачи рассмотрения которой входят анализ сущности, форм и задач правосудия.

ГЛАВА 1. Сущность правосудия

Само слово «правосудие» ассоциируется со словом «справедливость» и означает: судить на основе права, судить правильно, по закону, по совести. Однако эти­мологического объяснения понятия правосудия недоста­точно. Важно раскрыть его правовое содержание, его характерные признаки и значение.

В соответствии со ст.109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (в ред. от 28 декабря 2009 г.) (далее – Кодекс) определяет, что Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями (ст.2).

В практической реализации теории разделения властей наиболее отчетливо проявляется отделение судебной власти от законодательной и исполнительной. Как отмечает В.Н. Бибило, это объясняется некоторой пассивностью судебной власти. Если нет юридического конфликта, то нет и судебного процесса. Инициатива судебной деятельности находится в руках заинтересованных сторон. Законодательная и исполнительная власти обладают опережающим отражением действительности, воздействуют не только на сложившиеся общественные отношения, но и учитывают их развитие в будущем [3, с.97].

Упрочение правового государства и гражданского общества является одной из закономерностей реализации судебной власти как самостоятельной и независимой.

Выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает правосудие, которое является всеобъемлющей функцией суда [4, с.60].

Как отмечает Е.В. Богданов правосудие представляет собой государственную правоприменительную деятельность, осуществляемую судом, которая направлена на защиту прав и законных интересов граждан, субъектов хозяйствования, охрану общественных и государственных интересов [6, с.231].

Следует отметить, что при решении вопроса о взаимосвязи правосудия и судебной власти предлагаются разные варианты решения этой задачи. В. В. Скитович рассматривает правосудие как одну из функций судебной власти наряду с юрисдикционным контролем, формированием судейского корпуса и руководством судебной практикой. Е.В. Богданов же указывает, что существенным недостатком этой точки зрения является смешивание функций судебной власти и судебной системы. Функции комплектования судейского корпуса и руководства судебной практикой косвенно связаны с судебной властью. Они реализуются в сфере организации судов и их функционирования. Тем не менее непосредственно на защиту субъективных прав, свобод и законных интересов эти функции не направлены. По этой причине их следует рассматривать как функции соответствующих судебных органов, но не судебной власти. Функция юрисдикционного контроля, по мнении. Е.В. Богданова характеризует способ реализации правозащитной функции судебной власти. Что касается правосудия, то это скорее не функция, а форма осуществления судебной власти, которая обеспечивает организованное выражение властных полномочий суда в объективном мире. Правосудие представляет собой судебную власть в реализации, а судебная власть выступает как правосудие в потенции [7, с.253-254].

При этом далее, анализируя точку зрения отдельных исследователей о том, что правосудие – это приоритетная форма реализации судебной власти, наряду с такими формами, как надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих, судебное управление, судебный контроль в области исполнительной власти и судебный конституционный контроль, Е.В. Богданов указывает, что подобная точка зрения теоретически необоснованна и методологически неверна, т.к. осуществление законодательной власти возможно лишь в форме законотворчества, общей формой реализации властных полномочий исполнительной власти выступает исполнение законов, надзорные полномочия прокуратуры реализуются в форме прокурорского надзора. И далее Е.В. Богданов указывает, что правосудие – не важнейшая, а единственная форма осуществления судебной власти. Судебный контроль в области исполнительной власти или, как его принято называть, судебный административный контроль, и судебный конституционный контроль – это части единой функции судебного контроля. Относить их к формам осуществления судебной власти неправомерно. Надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих представляет собой форму деятельности некоторых звеньев судебной системы. В качестве формы осуществления судебной власти он никак не может рассматриваться. Этот надзор способствует достижению целей судебной власти и немыслим вне правосудия. Судебное управление связано с организационным обеспечением деятельности судов. Это фактическая деятельность органов государства (не обязательно судебных). С формой осуществления судебной власти оно не имеет ничего общего [7, с.253-254].

Таким образом, этим исследователем признано, что правосудие форма осуществления судебной власти.

В.Н. Бибило, обосновывая понятие правосудия с точки зрения функции суда указывает, что надо учитывать, что судебная власть абстрактна без органа, ее осуществляющего. Именно суд как носитель судебной власти становится ее выразителем. Ей присущи все атрибуты, которые лежат в основе любой власти, независимо от ее вида. Но именно в судебной власти наиболее рельефно проявляются нормативная, поведенческая и социологическая стороны власти. С нормативной стороны судебная власть выражается в компетенции ее субъекта, с поведенческой – в особых формах ее поведения, а с социологической – в общественных отношениях, возникающих при ее реализации. «Судебная власть» – это политическое понятие, находящееся в одном ряду с понятиями «законодательная власть» и «исполнительная власть», где все ветви государственной власти находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Когда она проявляется в виде деятельности суда по рассмотрению конкретного дела, то превращается в функцию правосудия [3, с.99].

Следует согласиться с данной точкой зрения, т.к. Кодекс определяет, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями (ст.2).