Для решения данной проблемы существуют программы второго типа -
предотвращающие противоправное присвоение авторства на произведение или средства защищающие авторство произведения. Это программы, созданные на основе технологии стеганографии.
Под этим термином понимается сокрытие одной цифровой информации в другой. В нашем случае графическое изображение содержит другую информацию (например, текст). Если немного изменить тон пикселя, человеческий глаз ничего не заметит, но изображение будет модифицировано. На этом принципе и основывается стеганография. Таким методом защищать данные можно и в звуковых, и в видеофайлах. Подобная система весьма оригинальна, потому, что едва ли кто-то будет проверять каждую картинку на наличие в ней шифра, определить наличие которого не всегда возможно. Хорошие программы, предназначенные для защиты графических и звуковых файлов, делают свое дело настолько четко, что результат практически незаметен. Приблизительно десятая часть размера картинки - столько информации можно зашифровать.[44]
Расшифровка информации, скрытой в таком файле, возможна (а иначе зачем тогда ее шифровать?). Проблема лишь в том, что для расшифровки программе (которой файл был зашифрован) нужно ввести ключ.
Естественно, стеганографию применяют и для защиты авторских прав: зашифрованная в украденном .jpeg’е фраза "Данное изображение украдено у Иванова Ивана" может много чего сказать[45].
Другой похожей на технологию стеганографии но несколько отличной от нее является технология «водяных знаков»
Если защищенный с помощью водяного знака продукт был присвоен правонарушителем, то последнему можно смело предъявить иск, а в качестве доказательства своего авторства предоставить копирайты, проставленные на краденом продукте.
Для этого существуют специальные программы. Некоторые из них являются приложенитями для графических пакетов (Photoshop, CorelDraw), есть и независимые продукты.[46]
Как же создается водяной знак? Это дело непростое, и плохая защита сведет на нет все усилия. Например, сообщение, которое требуется защитить, шифруется определенным ключем (часто этот ключ задает пользователь). Потом вносятся изменения в значения пикселов, изображение разбивается на блоки с последующим преобразованием Фурье. При этом информация, используемая для идентификации материала, маскируется деталями изображения, выполняющими функции создания "шума". Чем больше деталей содержит изображение, тем плотнее будут вкрапленные в него идентификационные коды.[47]
Существуют также продукты для массового поиска графических изображений, защищенных водяными знаками и размещенных в интернете. Эта технология впервые была разработана компанией Digimarc. Для разоблачения похитителей интеллектуальной собственности в интернете эта компания разработала поискового робота MarcSpider, который разыскивает изображения с "водяными" знаками в Сети. Технология Digimarc сейчас применяется во многих компаниях, занимающихся продажей изображений, среди них Getty Images, FPG и Index Stock. Поиск осуществляется с постепенным расширением его области: при обнаружении на определенном сайте подозрительных ссылок программа начинает проверку самих сайтов. Единственная проблема, как я уже отмечал, в том, что обнаружение факта кражи изображения возможно только в том случае, если осуществивший ее - зарегистрированный участник системы. Только в таком случае робот будет искать в изображениях нужные нам копирайты и при их обнаружении сообщать ее правообладателю.
Защита, применяющая "водяные" знаки, основывается на невозможности удаления такой метки. Вернее, удалить ее можно, но качество изображения (для звуковых файлов - звучания) резко снизится после этого, и продукт совершенно потеряет свой товарный вид. И то же самое – с эффектом "шума". Даже с появлением значительных изменений и искажений в изображении знак остается на своем месте – хоть и не полностью, но восстановить его можно. И тут приходит на помощь возможность разбивать изображения на блоки. Испортил один блок - а другие остались.
Таким образом, можно утверждать, что технические средства позволяют довольно надежно защитить авторское произведение от хищений и присвоения авторства на данное произведение. Однако для наиболее эффективной защиты авторского произведения необходимо одновременное применение всех описанных мной в настоящем параграфе технических средств. В данном случае удастся защитить компьютер (сервер), на котором находится авторское произведение от проникновения вредоносных программ и программ - резидентов, которые в свою очередь являются средством хищения информации, и гарантированно создать доказательственную базу на тот случай если авторское произведение, все-таки, было похищено, и авторство на произведение было присвоено правонарушителем.
Другими словами, применение в совокупности вышеуказанных технических средств создает многоуровневую защиту авторских прав, преодолеть которую практически невозможно.
II.2. Защита авторского произведения путем заверения его оригиналанотариусом.
В предыдущем параграфе мной было установлено, что технические средства защиты авторских произведений позволяют установить весьма надежную защиту. Однако, всем известно, что абсолютно надежной защиты не существует.
В действительности авторским произведением может заинтересоваться программист экстра-класса или иное лицо, которое для хищения авторского произведения и присвоения авторства привлекает такого программиста. В таком случае технические средства защита авторских прав могут оказаться не эффективными, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Как же защититься от подобного рода рисков?
Чтобы доказать свое авторство, можно посетить нотариуса, показать ему авторское произведение на бумажном носителе и зарегистрировать время предъявления произведения. Также можно поступить и с произведением находящимся на веб-сайте, то есть нотариус самостоятельно делает распечатку сайта и заверяет ее.
Это предусмотрено ст. 84 Основ законодательства РФ о нотариате. Если кто-нибудь станет оспаривать авторство, то тогда всегда можно доказать его.
II.3. Хранение оригинала авторского произведения в веб-депозитарии
Изучая проблемы авторского права применительно к их защите в сети Интернет, я обнаружил, что создавая и публикуя произведения пользователи нигде не могут обозначить своё авторство, кроме того места, которое от них зависимо.
В четвертой части ГК РФ сказано, что авторское право возникает в силу создания творческого произведения и не требует никаких дополнительных формальностей. Автором произведения считается лицо, указанное на экземпляре произведения[48].
Вроде бы, что еще нужно, когда автор публикует свое произведение - его имя публикуется вместе с ним. Но представим такую ситуацию - автор находит свое произведение на другом сайте, подписанный другим именем и дата публикации чуть раньше его публикации. Попробуйте теперь доказать кто настоящий автор. Именно так выглядит самый распространенный способ нарушения авторского права.
Как решается данная проблема?
Одним из наиболее надежных способов решения данной проблемы является хранение авторского произведения в веб-депозитарии.
Веб-депозитарий - это совокупность технических и юридических процедур, позволяющих подтвердить факт и время публикации в случае возникновения споров, в том числе и в судебном разбирательстве.
Веб-депозитарий представляет собой хранилище, куда депонируются в безусловном порядке всевозможные произведения. После депонирования произведения фиксируется дата приема произведения (что очень важно для приоритета), оформляется свидетельство о том, что принят определенный объект, которое выдается заявителю, и определенный объект уже в качестве единицы хранения остается лежать в хранилище. Данный способ осуществляет правоустанавливающую функцию, доказывая исключительное право владельца на результат своей интеллектуальной деятельности.
Для того чтобы разместить произведение в веб-депозитарии необходимо записать авторское произведение на лазерный диск и подать заявление с указанием на произведение дав его описание. После этого происходит размещение на депоненте в специализированном архиве для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде - веб-депозитарий.
В настоящий день наиболее известным веб-депозитарием является Российское Авторское Общество (РАО).
III. ДОСУДЕБНАЯ И СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
III.1. Досудебная защита авторского права в сети Интернет
В предыдущей главе я рассматривал различные способы защиты авторских прав в сети Интернет, такие как технические средства защиты авторского права в сети Интернет, защита авторского произведения путем заверения его оригинала нотариусом, хранение оригинала авторского произведения в веб-депозитарии. Однако если вышеуказанные средства не использовались, либо они оказались не достаточно эффективными, то необходимо использовать иные способы защиты.
Подобными средствами являются – переговоры с правонарушителем об устранении нарушений авторского права либо переговоры с иными лицами, которые имеют возможность устранить вышеуказанные нарушения.
Считаю необходимым описать указанные способы защиты авторского права.
Под переговорами с правонарушителем об устранении нарушений авторского права следует понимать требование об устранении нарушений.
Каким образом это делается?