РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ
КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Выполнил:
Студент 2 курса заочной формы обучения специальности «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Карпенко Мария Сергеевна
(ФИО студента)
Минск, 2011 г.
1. Европейский союз как явление современного мира.
Европейский Союз (далее - ЕС) является интереснейшим феноменом международной жизни, являющийся результатом глубоких интеграционных процессов между государствами Западной, Южной и Северной Европы.
В рамках Союза функционирует единое экономическое пространство, государства-члены проводят скоординированную внутреннюю и внешнюю политику, развивается собственная правовая система.
ЕС – явление современное. Он образован в соответствии с Маастрихтским договором о Европейском Союзе1992 г. и «знаменует собой новый этап в процессе создания как никогда раннее сплочённого союза народов Европы» (ст. 1). Однако предпосылки для появления подобного объединения государств создавались десятилетиями. Центральной составляющей Союза стали Европейские сообщества, учреждённые в 1950-е годы ХХ-го столетия как международные межправительственные региональные организации – Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) переименованное Договором о Европейском Союзе в Европейское Сообщество (ЕС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Вместе с тем, нельзя сводить Европейский Союз исключительно к Европейским сообществам, кроме них ЕС включает общую внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере.
Положения Маастрихтского договора вносят изменения и дополнения в учредительные документы Сообществ, содержат нововведения относительно создания и деятельности ЕС. Важное место среди них занимают положения о гражданстве ЕС. Этому посвящается ч. II Договора о ЕС «Гражданство Союза», статьи 17–22, и, в качестве приложения к Договору, – Декларация о гражданстве государства – члена.
2. Институт гражданства ЕС.
Институт гражданства исторически сложился на уровне отдельных государств (национальное гражданство) как их устойчивая правовая связь с населением, выражающаяся во взаимных правах, обязанностях и ответственности человека и государства. Гражданство как определённое политико – юридическое состояние, является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объёме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса.
Становление наднациональной организации публичной власти в Европе в лице Европейских Сообществ, а затем Союза в целом обусловило появление наряду с национальным новой разновидности гражданства – наднационального, которым является гражданство Союза.
Введение гражданства – шаг чрезвычайно смелый даже для столь сплочённого объединения государств, каким является Европейский Союз. «Гражданство – один из важнейших атрибутов государственности, выражающийся во взаимных правах и обязанностях человека и государства»* (См.: «Основы права Европейского Союза»/ Под ред. Кашкина С.Ю. М. «Белые альвы», 1997, стр. 99), гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства. Следовательно, всегда, затрагивая вопрос о гражданстве, мы касаемся вопроса о государственном суверенитете. Поэтому в Договоре о ЕС гражданство Союза определяется предельно корректно, этому посвящена ст. 17 Договора. Амстердамский договор 1997 г. вносит новую редакцию данной статьи: «Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет гражданство государств-членов».
Институт союзного гражданства был введён Договором о Европейском Союзе (Маастрихтском договором) 1992 г., как отражение уже сложившейся в предыдущие годы непосредственной правовой связи между гражданами государств – членов и наднациональными институтами ЕС, которые в соответствии с первичными нормативными актами регулируют многие важные аспекты частной жизни людей. Также данный институт закреплён в Договоре о функционировании Европейского Союза [1]. Приобретение правового статуса гражданина Европейского Союза нераздельно связано с наличием гражданства государства члена ЕС (ч.1 ст.17 Договора о функционировании Европейского Союза). Справедливо и обратное утверждение: утрата национального гражданства означает также и потерю гражданства Европейского Союза. Основания и порядок приобретения и утраты гражданства остаются в компетенции государств–членов. В то же время, как постановил Суд ЕС, «данная компетенция должна осуществляться при соблюдении коммунитарного права» [8], включая признанные Сообществом основные права и гарантии.
Маастрихтский договор определяет основные права граждан Союза в статьях 17–21. Ст. 18 устанавливает право граждан Союза на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов. Ст. 19 наделяет граждан Европейского Союза правом избирать и быть избранным в Европейский парламент и в местные органы власти в том государстве, где они постоянно проживают. Ст. 20 предоставляет право пользоваться на территории третьих стран дипломатической защитой со стороны посольства или консульского представительства любого из государств-членов. Ст. 21 Договора о ЕС провозглашает право граждан Европейского Союза на обращение с петициями в Европейский парламент или к Омбудсману Сообществ. Согласно редакции ст. 21, внесённой Амстердамским договором, такое обращение с петицией возможно на любом из 12 официальных языков Союза.
По мнению многих ученых и экспертов, институт гражданства, является свидетельством желания в рамках общеевропейской интеграции обеспечить каждому отдельному гражданину ЕС соответствующее правовое положение, независимо от участия в экономической жизни Союза [5]. Существенной выгодой для особы гражданина Европейского Союза в смысле приобретения прав – является гарантия свободного перемещения по всей территории государств – членов, а также право на участие в политическом волеизъявлении на муниципальных выборах и выборах в Европейский парламент. Государство – член ЕС также обязан обеспечить каждому иностранному субъекту избирательного права другого государства – члена свободный доступ к деятельности политических партий, учитывая то, что он не только может избирать, но так же сам может сам быть избранным на муниципальных выборах [2].
Несмотря на очевидные понятийные параллели между гражданством Европейского Союза и национальным существует несколько существенных отличий. Гражданство Европейского Союза не предусматривает настолько тесных взаимоотношений в системе «гражданин – Европейский Союз», при осуществлении прав и обязанностей как это характерно для национального суверенитета. Совокупность граждан Европейского Союза не создаёт единства политических воль. Даже, представительство граждан в Европейском парламенте, определяется в зависимости от установленного для каждого конкретного государства – члена количества представителей, которых от него избирают. При этом следует отметить, что в законодательстве Европейского Союза не содержится даже минимального стандарта требований для получения со стороны заинтересованной особы национального гражданства, одного из членов ЕС. Задача определённой гармонизации условий приобретения и утраты гражданства ЕС становится ещё более актуальной на фоне расширения доступа к государственной службе на территориях любого из государств – членов ЕС, что до последнего времени относилось к прерогативе граждан, соответствующего государства (ч.4, ст.39, Договор о Европейском Союзе). В рамках введённых Лиссабонским договором «положений о демократических принципах» [1], гражданам предоставлены дополнительные права и гарантии на участие в управлении Европейским Союзом. Среди них право инициировать разработку новых нормативных актов, подлежащих принятию институтами Союза – «гражданская инициатива» [1]. Для её осуществления необходима поддержка не менее одного миллиона граждан из разных государств – членов ЕС. Также ст.21 Договора о ЕС провозглашается право граждан Европейского Союза на обращение с петициями в Европейский парламент или к омбудсмену Сообществ. Согласно редакции ст.21, внесённой Амстердамским договором [3], такое обращение с петицией возможно на любом из 27 официальных языков Союза.
Введение института единого гражданства одновременно, также преследует цель усилить защиту прав и свобод личности в пределах всей территории Союза, установить единые стандарты такой защиты. Важным шагом в данном направлении стала, одобренная в конце 2000г. «Хартия Европейского Союза об основных правах» и признанная Лиссабонским договором 2007 г. в качестве юридически обязательного источника права.
Хартия становится составной частью «первичного» права и будет иметь такую же юридическую силу, как и его учредительные документы (Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза).
Также, важным для защиты прав граждан Европейского Союза при их взаимодействии с наднациональными органами власти, является новелла Лиссабонского договора 2007 г., в соответствии с которой Европейский Союз получает полномочие присоединиться к «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» 1950 г. Реализация этого положения послужит увеличению эффективности контроля в деле соблюдения прав в общеевропейских масштабах, поскольку: решения наднациональных органов Европейского Союза (в том числе Суда Европейского Союза) можно будет обжаловать в Европейском Суде по правам человека; во- вторых, будет обеспечено единообразие прав, содержащихся одновременно в Хартии Европейского Союза 2000 г. и Европейской конвенции1950 г., на базе судебной практики (прецедентного права) Европейского Суда по правам человека.