Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, создавшего материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в. право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, а предпринимателям предоставлялась возможность не только "покупать" авторское право на данное произведение, но и становиться собственником всего будущего творчества автора2.
Другой подход - через призму понятия исключительных прав. В юридической литературе существуют различные трактовки исключительного характера авторских прав: от толкования их как неотчуждаемых и неотторжимых от личности автора в течение всей его жизни до полного отрицания этого понятия3.
Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое значение прежде всего для определения совокупности авторских правомочий, передача которых возможна, и к тому же для установления сущности авторских договоров, режима использования прав, приобретенных в результате заключения названных договоров.
Вначале необходимо точно установить, что понимается под авторским правом. В ст. 1 Закона "Об авторским праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.4 этим понятием охватываются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право следует трактовать как совокупность имущественных и личных неимущественных правомочий, принадлежащих автору с момента создания произведения, а также иным лицам, приобретшим указанные правомочия в силу закона или по договору.
Существенным признаком авторских прав является их абсолютный характер, поскольку правомочиям автора корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от их нарушения. Кроме того, автор по своей воле, независимой от воли других лиц, разрешает либо запрещает использование созданного им произведения.
Понятие "исключительные права" берет начало из так называемой теории частноправовой монополии Рогэня. Сущность авторского права последний видел не в возможности пользования предметом, а в способности воспрепятствовать всякому другому присвоить предмет, идею. Под монополией он понимал невозможность пользоваться другим данной вещью как свойство, присущее всем абсолютным правам5.
В действующем законодательстве и в современной науке гражданского права данная теория получила свое развитие. Сложившееся в настоящее время понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что принадлежащие создателю произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать произведение, иными словами, обеспечивают их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.
Авторские правомочия возникают в силу создания какого-либо произведения либо в порядке правопреемства. Однако далеко не все из них могут быть переданы по закону или договору. Так, не передаются личные неимущественные права авторов, предусмотренные ст. 29 Закона "Об авторском праве и смежных правах". В отличие от них права на обнародование, на опубликование произведения, будучи личными неимущественными, способны переходить к другим лицам.
Среди иных личных неимущественных прав - право на отзыв произведения. Содержание этого правомочия состоит в возможности автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже обнародовано, в возможности дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об его отзыве. Вопрос об отчуждении права на отзыв произведения законодательством в настоящее время не решен. Вероятно, реализация данного правомочия должна зависеть от осуществления права на обнародование. Если автором произведение было обнародовано и не было принято решение об отказе от этого, то правопреемник не может самостоятельно реализовать право на отзыв. Если же по закону или по договору были переданы соответствующие авторские права на необнародованное произведение, то правопреемник должен обладать правомочием отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения на условиях, предусмотренных п. 2 ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах".
Что касается имущественных прав авторов, то здесь тоже различают свободно отчуждаемые права и права, отчуждение которых ограничено. К последней группе относятся: право доступа к произведениям изобразительного искусства, которое принадлежит только автору; право следования, переход которого возможен лишь к наследникам по закону, и др.
Согласно ч. 2 ст. 138 Гражданского кодекса РФ, использование объектов исключительных прав может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Основным способом передачи авторских прав является договор. В соответствии с положением ст. 30 Закона "Об авторском праве и смежных правах", исходя из объема передаваемых прав, различают два вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав.
Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом в установленных договором пределах только лицу, которому названные права передаются, и предоставляет такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. При этом автор обязуется не передавать право на использование произведения другим лицам без согласия приобретателя исключительных прав. Нарушение данной обязанности может повлечь ответственность автора вплоть до расторжения договора и взыскания выплаченного вознаграждения. Примером может служить следующее дело. Автор Г. 5 января 1979 г. заключила договор с издательством "Советский писатель" о написании и предоставлении издательству повести. При подписании договора был выплачен аванс, а при одобрении произведения - 60 % гонорара. Во время действия договора автор заключила аналогичный договор с другим издательством, в связи с чем издательство "Советский писатель" предъявило к Г. иск о возврате полученного по договору вознаграждения, который был удовлетворен Ленинградским городским судом6.
Другой вид авторских договоров - договор о передаче неисключительных прав - предполагает, что автор разрешает пользователю использовать произведение, но сохраняет при этом за собой право на использование произведения или предоставляет право на его использование какому-либо третьему лицу.
Подобная классификация имеет важное практическое значение и в целом получила научное признание7. Однако рассматривая ее в теоретическом аспекте, нельзя не признать, что авторские права в любом случае являются исключительными, даже если они выступают в качестве объекта обязательственных отношений. По существу, в обеих приведенных ситуациях передаются исключительные права авторов. В первом случае получатель становится "монополистом" приобретаемых прав, а во втором - получатель не может запрещать использование произведения другим лицам. Различия наблюдаются не в предмете авторского договора (в обоих случаях передаются исключительные права независимо от того, являются они имущественными либо личными неимущественными), а в том, на каких условиях передаются исключительные права, каков порядок их последующего использования приобретателем.
Указанная неточность законодателем может быть объяснена следующим образом. Правовой режим исключительных прав характерен для использования как объектов авторского права, так и объектов "промышленной собственности". В отношении последних передача прав может осуществляться на основе лицензионного договора. Лицензии бывают исключительными и неисключительными. Исключительная лицензия предоставляет ее обладателю права, исключающие всех третьих лиц на использование объекта разрешенным ему способом. Неисключительная лицензия предоставляет ее обладателю права использовать изобретение соответствующим образом одновременно с автором или другими законными правообладателями. При этом проводится определенная аналогия между авторским и лицензионным договорами. В то же время заключение лицензионного договора на условиях исключительной лицензии, как и заключение авторского договора о передаче исключительных прав, не лишает автора (патентообладателя) принадлежащего ему исключительного права, а лишь "стесняет в осуществлении его, подобно тому, как собственник дома стесняется арендой"8. Это означает, что в любом случае исключительные права не могут передаваться в качестве права собственности на имущество, а могут только предоставляться на каких-то условиях. В патентных правоотношениях такие условия определяются в рамках соответствующей лицензии.
Относительно авторских договоров более правильным предполагается закрепление в Законе "Об авторском праве и смежных правах", а с принятием ч. III Гражданского кодекса РФ - и в ней, деления авторских договоров на договоры о предоставлении исключительных прав на исключительных условиях (что соответствовало бы возможности правополучателя единолично использовать произведение соответствующим образом и запрещать подобное использование другим лицам) и договоры о предоставлении исключительных прав на неисключительных условиях (использование правообладателем произведения наравне с другими лицами).
Кроме того, п. 4 ст. 30 Закона "Об авторском праве и смежных правах" было бы корректнее сформулировать таким образом. "Исключительные права, предоставляемые по авторскому договору, считаются переданными на неисключительных условиях, если в договоре прямо не предусмотрено иное".