Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством (подданством) иностранного государства и не имеющие гражданства РФ.
Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин нашей страны может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство. При совершении таким гражданином преступления в каком-либо третьем государстве возникает вопрос о том, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он не был привлечен к ней в этом третьем государстве. В таком случае следует исходить из международного принципа "эффективного гражданства", установленного в международном праве, согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.
1.3 Универсальный и реальный принцип
Российская Федерация участвует в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с незаконным изготовлением, сбытом или распространением наркотиков и т.д.). Вследствие этого в ч. 3 ст. 12 УК РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных между народными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. В данной норме имеет место универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, вытекающий из международно-правовых обязательств России.
В ч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен еще один принцип действия Закона в пространстве - реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Часть 1 ст. 13 УК РФ регламентирует институт выдачи (экстрадиции) лиц, совершивших преступления вне территории России. Под выдачей понимается передача одним государством находящихся на его территории лиц другому государству, в котором они совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для отбывания наказания.
В ч. 1 ст. 13 установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации.
Так, если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этого государства совершил преступление, а затем переехал в Россию и приобрел ее гражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, на территории которого он совершил преступление. Поскольку такие лица обвиняются в совершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на них не распространяется запрет, установленный ч. 1 ст. 13 УК РФ. [7]
В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территории России, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер.
2. Основные вопросы действия уголовного закона во времени и пространстве
Ст. 11 УК устанавливает, что все лица, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат ответственности по уголовному закону места совершения преступления. Поэтому на всей территории России в отношении всех лиц, совершивших преступление, применяется уголовный закон Российской Федерации.[8]
Закон имеет в виду, разумеется, лиц, которые в силу других постановлений уголовного закона, могут подлежать уголовной ответственности, то есть вменяемых, достигших определенного возраста и т.д. Формулой «все лица» закон определяет ответственность независимо от гражданства. Следовательно, уголовной ответственности за совершение на территории Российской Федерации преступления подлежат граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранцы.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) гражданами РФ являются лица, приобретшие гражданство РФ в соответствии с законом, независимо от оснований приобретения. [9]
Согласно ч.1 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное Гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранный гражданин, это лицо, временно проживающее или находящееся на территории Российской Федерации, но состоящее в гражданстве другого государства.
Лицами без гражданства признаются лица, проживающие на территории Российской Федерации не менее 185 дней в календарном году, не являющиеся гражданами РФ и не имеющих доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству. Разумеется, ни в одном случае российский уголовный закон не установил какой-либо дискриминации или более суровой ответственности для иностранцев и лиц без гражданства, чем для граждан Российской Федерации за одни и те же преступные деяния.
Как было указано выше, суть территориального принципа заключается в применении уголовного загона в зависимости от места совершения преступления. Уголовный закон не определяет места совершения преступления, несмотря на то, что многие связанные с этим вопросы до сих пор остаются дискуссионными. Между тем точное определение места имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, ибо от этого зависит выбор законодательства того или иного государства и, в конечном счете, решение юридической судьбы лица, совершившего преступление. Поэтому данный инструмент разрабатывается в теории уголовного права. В зависимости от объективных и субъективных признаков все преступления подразделяются на несколько категорий, от особенности которых зависит решение вопроса о месте совершения преступления.
В отношении преступлений, для состава которых достаточно лишь совершения общественно опасного действия или бездействия и не обязательно наступление общественно опасного последствия, то есть преступлений с формальным составом, местом совершения преступления следует считать то место, где совершены эти действия или бездействия, или место, где закончилось их совершение.
Для преступлений с материальным составом, то есть преступлений, состав которых включает наступление общественно опасного последствия (убийство, нанесение телесных повреждений, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на автотранспорте, причинившее тяжкие последствия и т.п.), местом совершения, как правило, следует считать место наступления этого последствия. Например, если в поезде был дан яд потерпевшему, а они умер на территории другого государства, то место совершения преступления следует считать территорию того государства, где наступила смерть.
В преступлениях с усеченным составом место совершения преступления связано с территорией государства, где выполняется то стадия преступления, на которую законодатель перенес момент его окончания (приготовление и покушение).
Если умышленное действие или бездействие совершено на территории РФ, а общественно опасное последствие последовало или должно было последовать за границей РФ или общественно опасные действия частью совершены в РФ, а частью за границей, то деяние следует признать совершенным на территории РФ. По российскому уголовному закону наказывается покушение на преступление и приготовление к преступлению (ст. 30 УК). Те общественно опасные действия, которые обычно совершаются при покушении или приготовлении, в рассматриваемых случаях реально совершаются в пределах РФ и потому подлежат действию российского уголовного закона. С другой стороны, если приготовительные к преступлению действия или некоторые действия по началу исполнения совершены за границей, но исполнение преступления начиналось или продолжалось, или же должно было бы по умыслу виновного начаться в РФ, либо действия по совершению преступления учинены за границей, но общественно опасное последствие наступило или по умыслу виновного должно было наступить в РФ, деяние будет подлежать действию российского уголовного закона.