Территориальный принцип действия уголовного закона не учитывает того, что иностранные граждане, а также лица без гражданства могут причинять серьезный вред интересам, охраняемым Уголовным кодексом Российской Федерации и тогда, когда они находятся вне пределов Российской Федерации. Поэтому реализация охранительной задачи УК требует законодательного формулирования, так называемого реального принципа действия уголовного закона в пространстве. Как и универсальный, он выражен в ч. 3ст. 12 УК и заключается в том, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, подлежат ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Обязательными условиями для этого являются:[19]
- Направленность преступления против интересов Российской Федерации;
- Отсутствие осуждения за это деяние в иностранном государстве.
Поскольку в ст. 12 УК не указывается, против каких интересов Российской Федерации должно быть направлено преступление при применении реального принципа действия уголовного закона, можно сделать вывод о том, что это любые интересы, перечисленные в ч. 1 ст. 2 УК.
Под интересами России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы личности – российских граждан. Таким образом, этот принцип распространяется на совершение вне пределов РФ преступлений против личности граждан РФ, против собственности, против конституционного строя РФ и т.п. Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан. В соответствии с современными условиями правового сотрудничества и взаимодействия государств в борьбе с преступностью, если иностранцы, совершившие преступления против России за ее пределами, понесли уголовную ответственность за границей, они не могут повторно привлекаться к ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.
2.3 Выдача лиц, совершивших преступление
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории другого государства. Вообще проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия уголовного закона во времени или пространстве. Положения ст.13 УК относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников.
В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление или против которого оно было направлено, либо гражданами которого они являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними договорами, например договором о взаимной правовой помощи. Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в Конституции РФ. Так, в ст. 61 говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству ». Эта позиция закреплена и в УК РФ.[20]
В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным причинам и мотивам.
Лица, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Но единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.
В связи с этим, практически вопрос о выдаче лица или представлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории, которой они находятся.
Нужно отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве многих развитых государств.
Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией (ст.63). Указом Президента Российской Федерации т 21.07.1997 N 746 (ред. от 27.07.2007) утверждено «Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ. Политическое убежище в РФ предоставляется Указом Президента РФ (ст.3 Положения).[21]
Уголовный кодекс РФ в ст.13 устанавливает возможности выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях, когда:
- преступление совершено на его территории;
- преступник является гражданином этого государства;
- преступление было направленно против этого государства и причинило ему вред;
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом независимо от того, в каком государстве был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления совершенные им в разных странах.
Выдача преступника предполагает обычно соблюдение двух условий:[22]
- преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, признаётся преступлением и по законам страны, в которой находится преступник
- если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия предоставления властями государства требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена, не будет.[23]
К примеру, такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохранили и по сегодняшний день. Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Во всех случаях выдача преступника является суверенным правом государства. Однако в случае отказа в выдаче преступника государство обязано осуществлять уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством за преступления, совершенные на территории иностранного государства.
Каждый процессуальный закон направлен к улучшению хода процесса, к обеспечению достижения материальной истины, поэтому применение нового закона не должно ущемлять ничьих прав.
В случае если вновь принятый закон вносит изменения в уже возникшие процессуальные правонарушения и при этом ограничивает права его участников, должен применяться не новый, а прежний закон, на основе которого и возникли эти правонарушения.[24]
С момента вступления в действие нового закона дела о совершенных до этого момента преступлениях рассматриваются по новому уголовно- процессуальному закону, кроме тех возможных случаев, когда новый закон сужает какое- либо процессуальное право граждан; в этом случае дело, начатое при прежнем законе продолжается с сохранением, по общему правилу, этого права.[25]
Толкование закона, даваемое законодателем, означает общеобязательное определение действительного смысла закона. Следовательно, это толкование закона имеет силу в любых случаях применения уголовного закона в частности и тогда, когда за преступление совершено до издания акта, содержащего толкование уголовного закона.[26]
Действие уголовного закона в пространстве и во времени определяется в главе 2 УК РФ. Российское уголовное право в этом вопросе придерживается двух основных принципов: территориального и принципа гражданства. Территориальный принцип означает, что по российскому уголовному закону подлежат ответственности лица, совершившие преступления на территории России (ст. 11 УК РФ). Понятие территории России определено в законе РФ "О государственной границе РФ" от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 07.02.2011)
Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. Если преступление длящееся, то ответственность за него наступает по УК РФ как в случае совершения на ее территории самого деяния, так и при наступлении здесь его последствий.
Уголовный закон (ч. 4 ст. 11 УК РФ) предусматривает исключение из территориального принципа, выражающееся в наличии правового иммунитета в отношении дипломатических представителей иностранных государств, а также глав государств, членов правительств и членов их семей. На территории посольств и дипломатических представительств также распространяется иммунитет. Практика показывает, что в случае совершения преступления лицом, относящимся к названным категориям, оно объявляется персоной "нон грата" и выдворяется за пределы России.