В русле европейской республиканской практики первоначально проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.
Весьма скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц[26, с.6]
После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.[26, с.7].
Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась Премьер-министром и его Кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
В XX веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания первой мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 3О-40-е годы институт президентства стал распространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Сирия, Ливан. После второй мировой войны в число западноевропейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане.[6, с.8].
Однако наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни[6, с.9].
В этой главе был рассмотрен институт главы государства и его формы. Глава государства может быть как единоличным органом (что характерно для большинства стран), так и коллегиальным. В зависимости от формы правления выделяют два основных вида этого института: президент и монарх. В разных странах главы государств имеют различные по характеру и объему полномочия. Это определено государственным режимом, формой правления и территориального устройства.
2. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1.Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь
Правовой статус Президента Республики Беларусь определен Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. N 3602-XII. Положения, касающиеся выборов Президента, закреплены в Избирательном Кодексе Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов.
«Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом» [ст.79 Конституции Республики Беларусь].
Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловным гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих целях на Президента возлагают функции арбитра между властями.
Василевич приводит мнение М.А. Крутоголоа, который говорит о том, что доктрина президентского арбитража имеет явно монархические корни, где глава государства обладает весьма важной функцией – обеспечивая взаимодействие органов государственной власти, осуществляя посредничество между ними, Президент тем самым возвышается над всеми иными государственными структурами [3, с.603].
Хотя следует отметить, что полномочия главы того или иного государства зависят от формы правления. Иногда они являются чисто номинальными, как, например, монарха в Великобритании, нередко – весьма существенными, как в США, Франции, России, Казахстане. Юридическое и фактическое положение главы государства предопределяется как складывающимися условиями, так и историческими традициями.
По мнению Г.А. Василевича, посредничество Президента имеет, скорее, политический, чем чисто юридический характер: ведь Конституционный Суд в юридическом отношении обладает обширными правами. В том числе в отношении разрешения споров о компетенции посредством проверки конституционности нормативных актов.
Над Президентом есть единственный высший арбитр – народ. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета. В случае, когда разногласия между ветвями власти не могут быть сняты, то вполне уместно его обращение к народу с тем, чтобы на референдуме был решен вопрос в ту или иную пользу. [3, с.604].
Особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает с одной стороны в качестве арбитра, с другой – сам может активно руководить Правительством, подчиненными ему органами.
Требуется отметить, что статус президента-арбитра в качестве обязательного условия предполагает беспристрастность главы государства ко всем государственным органам. Отсутствие дистанции влечет неравенство, дисбаланс властей, создания преимущества для какой-либо ветви власти. Таким образом, тот факт, что президент руководит исполнительной властью, не позволяет говорить о подлинном арбитраже, справедливом суде. Можно предположить, что в правовом государстве только суд может выступать арбитром в спорах о праве[1, с.403].