Смекни!
smekni.com

Уголовный процесс 8 (стр. 20 из 30)

Получаемые защитником предметы и документы, иные сведения должны отве­чать требованиям допустимости док-в. Так, д.б. известен, зафикси­рован и проверяем их первоисточник; они д.б. получены т/о тем защит­ником, который допущен к участию в дан. угол деле; лица, у которых получены сообщ. в порядке опроса, д.б. информированы о том, что эти данн. необходимы для оказания юридической F1 и представления в каче­стве суд. док-в. Опрос лиц производится т/о с их согласия. Адвокат не вправе опрашивать уже допрошенных дозн-лем , органом дознания, след-лем или судом лиц с целью склонить их к отказу от показаний или их изменению. Защитник не может производить или использовать результаты негласных действий, которые м/о квалифицировать как оперативно-розыскные, т.к. Пна про­ведение оперативно-розыскной деят-ти в силу ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деят-ти» принадлежит т/о подразделениям оп­ределенных государственных органов.

Подозр-ый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, граж­данский ответчик и их представители не могут собирать непосредственно док-ва. Они вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголу делу в качестве док-в (ч. 2 ст. 86 УПК).

20. Первоначальные и производные док-ва. Правила работы с производными док-вами

В зависимости от количества источников сведений об искомом обстоятельстве док-ва делятся на первоначальные и производные. Первоначальные — это такие док-ва, когда между искомым обстоятельством и субъектом доказы­вания имеется один источник сведений, например очевидец события лрестуатения. Производные док-ва предполагают наличие в распоряжении субъекта дока­зывания источника, производного от первоначального, — например, свидетеля, ссы­лающегося на получение сведений об искомом обстоятельстве от другого лица; копии документа; слепка со следа, обнаруженного на месте происшествия, и т.д. Значение дан. классификации тесно связано с принципом непосредственности исследова­ния док-в. В силу этого принципа при наличии производного док-ва субъект доказывания непосредственности исследования док-в должен стремиться к получению док-ва первоначального — показаний свидетелей-очевидцев, подлинника документа и др., при условии, если т/о они достижимы (свидетель может явиться в суд, подлинник документа суще­ствует, местонахождение его известно). Если производный свидетель не может ука­зать источник своей осведомленности, его показания недопустимы в качестве док-ва (п. 2 ч. 2 ст. 75). Стороны могут потребовать в суде непосредственного допроса свидетеля, птрп-го., подсудимого, не ограничиваясь оглашением протоколов его предшествующих допросов, которые по отношению к устным показаниям могут рас­сматриваться как производные док-ва (ст. 281).

Качественная характеристика источников сведений является основанием для клас­сификации док-в на показания пдзр-го, обвиняемого; показания птрп-го., свидетеля; закл-е и показания эксперта или специалиста; закл-е и показания специалиста; вещественные док-ва; протоколы следственных и суд. действий; иные документы. Дан. классификация получила название легальной, т.к. прямо закреплена в законе (ч. 2 ст. 74). Помимо названных ви­дов док-в, в других нормах Кодекса указаны также показания и объяснения гражданского истца (п. 3, 5 ч. 4 ст. 44).

12. Закл-е под стражу. Порядок, сроки

Закл-е под стражу — самая строгая мера пресечения, которая представляет собой содержание под стражей обвиняемого (пдзр-го) в целях обеспече­ния его надлежащего поведения. В соответствии с п. 42 ст. 5 УПК содержание под стражей — это пребывание обвиняемого (пдзр-го) в следственном изоляторе или ином месте, определенном Федеральным законом от 15.07.95 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений». Закл-е под стражу необходимо отличать от задержания пдзр-го (ст. 91 УПК), домашнего ареста (ст. 107 УПК) и от угол. наказания в виде лишения свободы (ст. 56 УК РФ) или ареста (ст. 54 УК РФ). Во всех указанных случаях проис­ходит содержание лица в условиях строгой изоляции. Тем не менее задержание пдзр-го не является мерой пресечения. Оно может предшествовать заключению под стражу как кратковременное (на 48 часов) помещение в изолятор пдзр-го или обвиняемого, производимое без суд. решения в случаях, не терпящих отла­гательства. Лишение свободы и арест как виды угол. наказания регламентируются угол. правом и применяются т/о по приговору суда к виновному в соверше­нии прест-я в целях восстановления социальной справедливости и исправления осужденного. Закл-е под стражу является мерой пресечения, регламентируется уголовно-процессуальным правом и применяется по решению суда к обвиняемому (пдзр-му), который презюмируется невиновным.

Дпя избрания заключения под стражу, как и для любой другой меры пресечения, необходимо наличие оснований, условий, мотивов и вынесение постановления или определения (ст. 97, 99, 101 УПК).

Закл-е под стражу, в отличие от других мер пресечения, максимально огра­ничивает свободу и личную неприкосновенность граждан. В связи с этим процессу­альное законодательство устанавливает особые гарантии законности и обоснованно­сти избрания дан. меры пресечения.

Во-первых, закл-е под стражу избирается т/о по суд.у решению (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ; ч. 2 ст. 29 УПК). Это принципиальное положение полу­чило статус конституционной нормы и почти 10 лет пробивало себе дорогу в практи­ку, начав действовать с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуальный закон допускает избрание заключения под стражу и на основе решения иностранного суда без под­тверждения судом РФ при исполнении запроса о выдаче (ч. 2 ст. 466 УПК).

Во-вторых, закл-е под стражу избирается при невозм/ости примене­ния другой, более мягкой меры пресечения. «Содержание под стражей лиц, ожида­ющих суд. разбирательства, не д.б. общим правилом» — гласит ст. 9 Пакта о гражданских и политических правах. Согласно п. 6.1 Токийских правил «пред­варительное закл-е под стражу используется в судопр-ве по угол. делам как крайняя мера при условии должного учета интересов расследования пред­полагаемого правонарушения и зашиты общества и жертвы».

В-третьих, специальным условием избрания заключения под стражу является обв-ие (подозрение) в совершении прест-я, за которое предусмотрено на­казание в виде лишения свободы на срок более 2 лет. Другими словами, по прест-ям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ) эта мера пресечения, как правило, не применяется. Закл-е под стражу может применяться т/о тогда, когда реально возм/о назначение наказания в виде лишения свободы, как правило, более чем на 2 года. Конституционный Суд РФ подчеркивает, что «не допускается закл-е под стражу., если лицу не м.б. назначено наказание в виде лишения свободы»1. Об отсутствии данного условия (и не­возм/ости заключения под стражу) могут свидетельствовать:

1) недостаточная обоснованность обвинения (подозрения): например, явно «за­вышенные» квалификация прест-я, объем обвинения или недостаточно уста­новленная причастность данного лица к совершению прест-я. Выше было рас­смотрено, что одним из основных условий избрания меры пресечения является наличие док-в виновности (см. § 3 настоящей главы);

2) когда санкция уголовно-правовой нормы формально предусматривает наказа­ние более чем 2 года лишения свободы, однако в силу прямого требования закона суд обязан его уменьшить при: а) наличии смягчающих обстоятельств (ст. 62 УК РФ); б) неоконченном прест-ии (ст. 66 УК РФ); в) незначительной степени участия лица в совершении прест-я (ст. 67 УК РФ); г) согласии обвиняемого с предъяв­ленным обв-ием (ч. 2 ст. 316 УПК). Например, наказание за покушение на соверше­ние прест-я не может превышать 3/4 максимально возм/ого (ч. 3 ст. 66 УК РФ). Если максимально возм/ое наказание 2 года лишения свободы, то реально возм/ое — 1,5 года. След-льно, при обв-ии лица в покушении на совершение такого прест-я закл-е под стражу по общему правилу также невозм/о.

В качестве искл. закл-е под стражу м.б. избрано и при обв-ии (подозрении) в совершении престуатения, за которое грозит наказание в виде лишения свободы менее чем на 2 года, в одном из четырех случв (ч. 1 ст. 108):

а) обвиняемый (подозр-ый) не имеет постоянного места жительства на тер­ритории РФ. При этом регистрация по месту жительства являет­ся лишь одним из док-в наличия постоянного места жительства;

б) не установлена личность обвиняемого или пдзр-го. Это означает, что на момент избрания меры пресечения у лиц, осущ-ющих угол. судопроиз-во, есть разумные сомнения в личности обвиняемого или пдзр-го (в том

числе отсутствуют или имеют признаки подделки документы, удостоверяющие лич­ность, о своей личности обвиняемый отказывается дать показания или дает ложные показания). При этом были приняты возм-ые меры к установлению личности (ис­требованы документы, назначены экспертизы, проведены опознания, допросы свиде­телей, оперативно-розыскные мероприятия по установлению родственников, знако­мых обвиняемого и т.д.);

в) обвиняемый (подозр-ый) нарушил ранее избранную меру пресечения. Для наличия этого условия требуется, чтобы ему было предъявлено постановление (опре­деление) об избрании меры пресечения, он дал обязательство о надлежащем поведе­нии и нарушил его;

г) обвиняемый (подозр-ый) скрылся от органов расследования или суда. Это условие предполагает, что он знал о привлечении его в качестве обвиняемого (пдзр-го) и умышленно скрылся. Данное условие отсутствует, когда гражданин уезжает в отпуск, командировку, на новое место жительства и не предполагает, что его разыскивают по уголу делу.