В.Е. Чиркин также обращает внимание на следующее: «В конституционном праве много норм-принципов, реализация которых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства»[10]; учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов[11]; особым механизмом реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти; особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция. «Не всякая норма права сформулирована в статье (или статьях) закона в виде всех названных трех элементов. В некоторых случаях они разделены по разным статьям закона и даже по разным законам. В содержании других видов статей достаточно сформулировать два элемента, а третий – «вынести за скобки» или он просто подразумевается самим смыслом закона. Однако правовая система в целом обязана обеспечить соблюдение правовых норм, имея в наличии или в «запасе» все названные элементы»[12].
Говоря об общей характеристике конституционно-правовых норм следует отметить, что нет единства мнений по вопросу о том, все ли нормы конституционного права являются таковыми, в частности все ли предписания Конституции обладают качеством нормативности. В.И. Иванова и другие считают, что все предписания Конституции являются нормами конституционного права, т.к. выражают общеобязательность правовых требований, прямо или косвенно устанавливая обязательные для всех правила поведения[13].
О.Е. Кутафин также указывает на то, что программные конституционные установления носят нормативный характер, так как они осуществляют общеобязательное регулирующее воздействие на развитие общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров и целевых установок[14].
Также, необходимо отметить, что общепризнано деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию. М.И. Байтин дает этим частям нормы права следующие дефиниции: «Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции. Диспозиция – структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний»[15].
При этом О.Э. Лейст считал, что «санкция является атрибутом не всякой, а только той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения». Следовательно, санкция является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права[16].
Для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция.
Нормы конституционного права имеют разную форму изложения своих требований, в них не всегда четко и ясно проявляется классическая триада структуры правовой нормы – гипотеза, диспозиция и санкция[17].
В любой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. содержание самого правила или принципа. Остальные структурные части не всегда на виду, хотя при глубоком анализе этих норм можно прийти к выводу, что и они присущи нормам этой отрасли права.
Что касается санкции, то она крайне редко содержится непосредственно в конституционно-правовой норме, хотя это не означает безнаказанность невыполнения. Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм для всех физических и юридических лиц, государство оставляет за собой право взыскивать в различных формах с нарушителей правил конституционного права, иногда четко обозначая эти последствия в нормах других отраслей права. В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя все три структурные части. А в Конституции Российской Федерации лишь с определенной натяжкой к таким нормам можно причислить некоторые правила, записанные в ст.ст. 111 и 117[18].
Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права
Классификация юридических норм — это их подразделение на отдельные группы по определенным признакам.
С помощью классификации можно четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права; лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Ценность классификации зависит от обоснованного выбора ее критериев[19].
Значение классификации конституционно-правовых норм:
- выявить специфические свойства и особенностей норм;
- повысить эффективность их применения.
Можно выделить несколько оснований для классификации конституционно-правовых норм (таким образом, можно выделить виды конституционно-правовых норм):
во-первых, по содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы[20].
М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев считают, что предложенная классификация норм конституционного права учитывает только содержание Конституции РФ, но не иного конституционно-правового законодательства, нормы которого, безусловно, должны подпадать под предложенную классификацию. Авторы данного подхода предлагают отказаться от механического воспроизведения в основе данной классификации структуры действующей Конституции РФ и перейти на более универсальное и более стабильное определение содержания предмета конституционного права[21].
Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго по содержанию несколько иначе классифицируют конституционно-правовые нормы. Авторы выделяют нормы:
-закрепляющие основы конституционного строя;
-регулирующие права и свободы человека и гражданина;
-определяющие федеративное устройство Российской Федерации;
-определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия;
-устанавливающие основы организации государственной власти;
-закрепляющие систему местного самоуправления;
- определяющие статус Конституции Российской Федерации[22];
во-вторых, по функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (правоустановительные, правонаделительные) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор;