Смекни!
smekni.com

Преступление в уголовном праве (стр. 4 из 7)

к третьей группе преступлений (ч. 4) относятся преступления умышленные, максимальное наказание за которые не превышает десяти лет лишения свободы. Данная категория преступлений именуется тяжкими;

к четвертой категории преступлений (ч. 5) относятся только умышленные деяния, за совершение которых в статьях Особенной части УК РФ предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы. Данная категория преступлений характеризуется как особо тяжкие.

Установленная в УК РФ категоризация преступлений имеет важное значение, ибо должна учитываться как при квалификации преступлений, так и при назначении наказания. Категоризация преступлений учитывается при: установлении опасного и особо опасного рецидива (ст. 18); приготовлении к преступлению (ст. 30); назначении смертной казни (ст. 59); назначении наказаний при совокупности преступлений (ст. 69) и по совокупности приговоров (ст. 70); освобождении от уголовной ответственности (ст. 75-78) и т.д.

2. Отграничение преступления от проступка

В обществе и государстве совершается множество поступков, как положительных, так и негативных, нарушающих установленный правопорядок. В теории государства и права последние принято называть правонарушениями, т.е. виновными, противоправными, наносящими вред обществу деяниями праводееспособного лица или лиц, влекущими за собой юридическую ответственность10.

Правонарушение представляет собой родовое понятие для очень широкого круга деяний. Классификация последних предполагает разграничение их по различным основаниям. Следует согласиться с предложением ученых классифицировать все правонарушения по следующим критериям: в зависимости от характера правонарушений; степени их вредности и опасности для общественных отношений; по характеру применяемых санкций за их совершение.

Такая классификация предполагает разграничение правонарушений на две большие группы: проступки и преступления. К проступкам относятся деяния, характеризующиеся меньшей степенью опасности и влекущие меры административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности. Формальная логика позволяет сделать вывод о том, что преступлениями признаются уголовные правонарушения, т.е. деяния, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания. Подавляющее большинство ученых сходятся во мнении, что все правонарушения обладают общественной опасностью, но степень ее различна и находит свое выражение в юридической противоправности, т.е. отражается в нормах конкретной отрасли права. Преступление значительно отличается от других правонарушений, оно обладает повышенной степенью опасности для охраняемых интересов.

Категория «степень общественной опасности» является весьма формальным критерием для отграничения преступлений и иных правонарушений. Правовая наука выработала более четкие критерии, по которым мы можем проводить разграничение преступлений и иных правонарушений.

Разграничение преступлений и иных правонарушений осуществляется по четырем основным признакам: а) объекту посягательства; б) степени общественной опасности; в) виду противоправности; г) по объему причиненного вреда[14].

Объект преступлений определяет характер общественной опасности с точки зрения ценности охраняемого интереса. В перечень таких объектов входят такие социальные интересы (общественные отношения), посягательства на которые ввиду их особой ценности могут регулироваться исключительно уголовным законом (жизнь человека, государственная безопасность). Современный уголовный закон значительно расширил и конкретизировал по разделам, главам объекты, которые взяты под охрану уголовного закона. Интересы личности, собственность вне зависимости от ее форм, окружающая среда, конституционный строй, обеспечение мира и безопасности — таков не полный перечень объектов уголовно-правовой охраны. Как видим, приоритет общечеловеческих ценностей находит отражение в перечне объектов уголовно-правовой охраны, закрепленных в ст. 2 УК. Вместе с тем объекты гражданских, административных, трудовых правонарушений намного шире объектов преступлений.

Степень общественной опасности в случаях, когда преступления и правонарушения по характеру нарушенного интереса являются смежными, представляется основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Объективными и субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу преступлений или иных правонарушений, являются способ действия, форма вины, мотив и цель.

Отличительным признаком преступлений от других правонарушений является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону и четко в нем обозначены. Другие правонарушения нарушают нормы существующих отраслей права, притом не только сами законы, но и подзаконные нормативные акты. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание по приговору суда с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают, а само правовое воздействие может быть осуществлено и внесудебным органом.

Материальным критерием разграничения преступлений и иных правонарушений является размер причиненного ими вреда. Преступления при прочих равных условиях всегда причиняют большой вред, вина преступников опасней, мотивация низменной, способы противоправного действия или бездействия более дерзкие. При этом законодатель, определяя преступные последствия, использует различные понятия и термины, которые в других отраслях права не употребляются. Например, «тяжкий вред здоровью», «значительный ущерб», «тяжкие последствия». Следует сказать, что очень часто разграничение осуществляется по признаку причиненного ущерба, особенно в сфере экономики, семейных отношений, соблюдения различных правил безопасности. Материальный ущерб, который причиняют более половины всех совершаемых ныне преступлений, как категория оценочная, измеряется в денежном выражении и физическом объеме. Иногда в примечаниях к нормам УК размер ущерба прямо указывается (ст. 158, 171, 177, 188, 191, 260 УК). Это позволяет более четко отграничивать иные правонарушения от преступлений.

Преступления и иные правонарушения можно также отграничивать и по процедуре привлечения к ответственности за их совершение. Речь идет об уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, административно-процессуальном и дисциплинарном законодательстве. Наиболее строгая процедура предусмотрена при привлечении к уголовной ответственности, т.е. за совершение преступлений.

Важно уже на стадии противоправности деяния предполагать, что ответственность за него может быть предусмотрена смежными отраслями права. Так, смежными с административными правонарушениями являются главным образом преступления против порядка управления, в сфере экономической деятельности, против интересов службы в коммерческих и иных организациях, против общественной безопасности и общественного порядка и т.п. Там, где позволяет характер правонарушения, уголовное и административное законодательства предусматривают конкретные признаки, чаще всего ущерб, по которым происходит разграничение правонарушений.

Преступления и гражданско-правовые деликты граничат чаще всего в сфере имущественных, экономических преступлений, связанных с причинением материального ущерба различным формам собственности.

Определенные разграничения преступлений и иных правонарушений можно осуществить на примере поведения родителей и детей в сфере семейных отношений. В соответствии со ст. 80 и 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Статьи кодекса устанавливают обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботится о них. При уклонении от исполнения данной обязанности ответственность наступает по нормам Семейного кодекса. При злостном уклонении предусмотрена уголовная ответственность (ст. 157 УК), т.е. правонарушение приобретает статус преступления.

Преступления и административные проступки соприкасаются в сферах управления, экономической деятельности, общественной безопасности и общественного порядка и т.п. Там, где позволяет характер правонарушения, уголовное и административное законодательства предусматривают конкретные признаки, чаще всего ущерб, по которым происходит разграничение правонарушений.

Дисциплинарные проступки граничат с преступлениями в сфере должностных и разного рода служебных правонарушений.

3. Разница между понятиями "преступление" и "состав преступления"

Вопрос о соотношении понятий "преступление" и "состав преступления" имеет важное теоретическое и практическое значение. "Смешение понятий преступления и состава преступления, как и попытка искусственно расширить учение о составе преступления за счет учения о преступлении, - писал А.Н. Трайнин, - одинаково наносят ущерб как изучению проблем преступления, так и анализу понятия состава преступления и его громадной роли как основания уголовной ответственности"[15].

Выяснение вопроса о соотношении понятий "преступление" и "состав преступления" имеет важное значение для деятельности правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. Правильное, научное обоснование разграничения этих понятий призвано способствовать точной квалификации преступлений, выполнению основной функции состава преступления - быть основанием уголовной ответственности.

К вопросу о соотношении понятий "преступление" и "состав преступления" необходимо подходить дифференцированно, с учетом того что данные научные абстракции отражают различные уровни абстрактного обобщения. Более низким уровнем научного абстрагирования являются понятия "конкретное преступление" и "конкретный состав преступления". Этот уровень соответствует законодательной конструкции составов конкретных преступлений (уровень информационной законодательной модели). На этом уровне понятие конкретного состава преступления характеризует юридические признаки конкретного преступления наиболее существенные, необходимые и достаточные для привлечения к уголовной ответственности. Наконец, наиболее низкий уровень абстракции - понятие о единичном преступлении (фактический состав преступления), понятие о конкретном виде человеческого поведения, факте социальной действительности, подпадающем под признаки конкретного состава преступления, описанного в законе. Методической основой сопоставления рассматриваемых нами уголовно-правовых понятий являются категории материалистической диалектики - общее, особенное, единичное; целое и часть; сущность и явление.