Смекни!
smekni.com

Причины судебной реформы 1864 года (стр. 2 из 3)

Адвокаты избрали из своей среды совет, состоявший при судебной палате, который надзирал за адвокатами. Он мог наказывать присяжных поверенных вплоть до исключения из сословия и предания суду.

Вторая часть «Основных положений преобразования судебной части в России» была посвящена вопросам уголовного судопроизводства.

В проекте закреплялось исключительное право суда назначать наказания за преступления и отделение власти судебной от исполнительной.

Приговор выносился на основе внутреннего убеждения в публичном заседании. Отменялась формальная система доказательств. Приговор мог быть только или осуждающим или оправдывающим подсудимого. Лицо не могло оставаться подозреваемым.

Дело разрешалось не более чем в двух инстанциях. По делам о правонарушениях, предусматривающих наказания, сопряженные с лишением прав состояния или с потерей особенных прав и преимуществ определение вины подсудимого вверялось присяжным заседателям.

Правонарушения, за которые по закону предусматривались выговоры, штрафы до 300 рублей, арест до трех месяцев, разрешались мировым судьей. Остальные правонарушения относились к компетенции окружного суда.

Судебная палата разрешала жалобы и протесты на приговоры окружного суда, рассматривала по первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях по должности. Сенат ведал делами «по жалобам и протестам на явные нарушения… прямого смысла закона.

Мировой судья выступал примирителем только по жалобам частных лиц в делах, которые могут заканчиваться примирением. Приговоры о внушениях, выговорах, замечаниях, штрафах до 15 рублей, арест до трех дней считались окончательными. Остальные в случае обжалования разрешались съездами мировых судей. Все дела мировой судья рассматривал словесно.

Дознание проводила полиция, судебный следователь – следствие, причем оба находились под контролем прокурора. На основании материалов предварительного следствия прокурор составлял акт обвинения, с которым знакомился подсудимый.

Доказательства, собранные в ходе следствия, проверялись в судебном заседании.

Совершенно новым институтом стал суд присяжных заседателей. Он был введен на уровне окружных судов для уголовных дел «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

Присяжные заседатели избирались из местных обывателей всех сословий. Условиями для избрания в качестве присяжного были следующие: возраст от 25 до 70 лет; русское подданство; ценз оседлости, то есть проживание не менее двух лет на территории того уезда, где проводится судебное заседание; служебный ценз, означающий, что в списки присяжных заседателей вносились все лица, состоящие на государственной службе и занимающие должности пятого и ниже классов, избранные в органы городского, дворянского, волостного и сельского управления; имущественный ценз – для лиц, получавших жалование по службе, вознаграждение за труд или доход от капитала, занятия ремеслом или промысла.

Очевидно, что такой порядок комплектования присяжных заседателей подразумевал преобладание среди них привилегированных сословий и ограничивал доступ неимущих слоев населения.

В списки присяжных не включались священники и монахи, учителя народных школ, военные чины. Особую группу, которая также не участвовала в процессе судопроизводства в качестве присяжных заседателей, составляли лица, находившиеся под судом и следствием за преступления; имевшие судимость с отбыванием наказания в тюрьме; исключавшиеся со службы по суду или из духовного ведомства, обществ и дворянских собраний за пороки; несостоятельные должники; находившиеся под опекой за расточительство; имеющие тяжелые недуги – слепоту, глухоту, немоту, душевную болезнь; не знавшие русского языка.

Для разрешения дел с участием присяжных за три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал 30 очередных и 6 запасных заседателей. К открытию заседания суда должно было быть налицо не менее 30 присяжных заседателей.

Список заседателей представлялся прокурору или частному обвинителю, а затем подсудимому. Подсудимый имел право отвести до 12 присяжных заседателей, а прокурор или частный обвинитель – не более 6. Из числа не отведенных для участия в процессе путем жеребьевки избиралось 12 комплектных и два запасных присяжных заседателя.

После этого присяжные заседатели приводились к присяге. Из своей среды заседатели выбирали старшину для руководства их совещаниями.

Заседатели обладали достаточно широким кругом полномочий. Они, как и судья, имели право ознакомления с материалами дела, осмотра следов преступления, вещественных доказательств. Присяжные могли через председательствующего задавать вопросы подсудимому, свидетелям, экспертам. Присяжные вправе были просить председателя суда разъяснить им содержание прочитанных на суде документов, признаки, которыми определяются в законе преступление, инкриминируемое подсудимому.

В результате рассмотрения дела председательствующий вручал присяжным опросный лист и говорил им напутственную речь.

После этого заседатели удалялись в совещательную комнату для решения вопросов о действительности события, подавшего повод к обвинению, и вине или невиновности подсудимого.

На основании вердикта присяжных заседателей судья выносил приговор, который считался окончательным и в апелляционном порядке обжалованию не подлежал. Отмена вердикта была возможна лишь в случае, если окружной суд признал бы, что решением присяжных заседателей осужден невиновный. В этой ситуации суд должен постановить определение о передаче дела на рассмотрение нового суда присяжных, решение которых становилось уже окончательным.

Приговоры, вынесенные на основании вердикта присяжных заседателей, могли пересматриваться только в кассационном порядке Сенатом в лице его уголовно-кассационного департамента. Такие приговоры подлежали пересмотру только при наличии кассационных оснований по протесту прокурора или просьбе осужденного или потерпевшего.

Основаниями к отмене приговора в кассационном порядке являлись следующие: 1) нарушение форм и обрядов судопроизводства; 2) явное нарушение прямого смысла закона и неправильное его толкование при квалификации преступления и назначении наказания; 3) вновь открывшиеся обстоятельства, открывшие невиновность осужденного.

Вступившие в законную силу приговоры подлежали исполнению. Исключение составляли те, которыми являлись приговоры о лишении всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ дворян, чиновников, священнослужителей или лиц, имеющих ордена или знаки отличия, пожалованные Императором, а также приговоры, о смягчении которых ходатайствовал суд. Все эти приговоры подлежи преставлению на «высочайшее усмотрение».

4. Судопроизводство.

Третья часть «Основных положений преобразования судебной части в России» регулировала вопросы гражданского судоустройства.

Уставом гражданского судопроизводства, прежде всего, определялась компетенция мирового судьи. Он разрешал в устном и публичном судопроизводстве иски до 500 рублей, из них до 30 рублей окончательно.

Мировой судья мирил предварительно спорящих и только «в случае неуспеха» принимал иск. Дела за пределами полномочий мирового суда разрешались судом окружным.

Всякое дело рассматривалось не более чем в двух инстанциях. Сенат отменял решение, если нарушался смысл закона, или существенные формы судопроизводства.

Провозглашался состязательный процесс. Разбирательство в суде происходило гласно.

Исковое производство начиналось только по инициативе одной стороны. Согласно состязательному процессу суд считался арбитром спорящих без права самостоятельного изыскания доказательств.

На прокурора была возложена обязанность дачи заключения по рассматриваемому делу. Стороны состязались свободно.

Решение провозглашалось публично.

Александр II, утвердив Основные положения уголовного судопроизводства, указал главноуправляющему Второго отделения канцелярии ускорить разработку Устава о преступлениях и проступках, подлежащих ведомству мировых судей.

В ст.19 Основных положений уголовного судопроизводства предусматривалось включить в устав: 1) менее важные преступления и проступки, за которые в законах определены выговоры, замечания и внушения, денежные взыскания до трехсот рублей, арест до трех месяцев или замещение его наказания; 2) дела частного обвинения; 3) кража, мошенничество, лесные порубки, присвоение найденных вещей и другие подобные преступления, совершенные лицами, подлежащими за эти деяния заключению в рабочем доме.

Составленный во II отделении «проект Устава о взысканиях за проступки, подведомственные мировым судьям» состоял из 206 статей, из которых первые 27 относились к общей части, остальные 179 – к особенной.

В первой статье проекта говорилось о том, что мировые судьи определяют наказание только за те проступки, которые в этом Уставе названы.

В объяснительной записке указывалось, проект составлен на основании Уложениях о наказании уголовных и исправительных, частично использован Сельский судебный устав, однако специфике Устава для мировых судей, а также изменившийся со времени издания Уложения о наказаниях условия, взгляды, потребности изменились и заставили авторов проекта отступить от системы и содержания общего уголовного кодекса, при определении же самих проступков признано нужным означить не все встретившиеся до сих пор уголовные случаи, а по возможности соединить их и подводить под общие правила.