Смекни!
smekni.com

Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (стр. 1 из 4)

ТЕМА: НАРУШЕНИЕ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА

Глава 1. История развития законодательства об ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Глава 2. Объект и объективная сторона нарушения прав и свобод человека и граж­данина

Глава 3. Субъективная сторона и субъект нарушения прав и свобод человека и граж­данина

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАРУШЕНИЕ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА

Права человека и гражданина — важнейший институт современного конститу­ционного права, призванный обеспечить достойную и безопасную жизнь человека, а также возможность его свободной жизнедеятельности во всех сферах обществен­ной жизни.

Прежде всего необходимо отметить, что впервые права человека и гражданина провозгласила французская Декларация прав человека и гражданина в 1789 г. В по­следующем были приняты такие документы, как Всеобщая декларация прав чело­века 1948 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и другие докумен­ты, которые закрепили единый международный стандарт каталога прав и свобод человека и гражданина и гарантии их обеспечения и соблюдения.

Впервые в России ответственность за нарушение прав и свобод человека и граж­данина предусматривалась в Уголовном уложении1903 г. Однако в нем отсутствова­ла отдельная глава, предусматривающая такую ответственность, нормы, касающие­ся ответственности за посягательства на конкретные права человека, были разбросаны по всему уложению.

Так, в главе «О преступных деяниях против личной свободы», например, преду­сматривалась ответственность за принуждение к отказу от своего права или за при­нуждение к участию в стачке.

В главе «Об оглашении тайны» уголовно наказуемым являлось ознакомление с письмами или телефонными переговорами других лиц. Однако в случаях, когда та­кие действия совершались служащими почтового, телеграфного или радиотелеграф­ного учреждения, содеянное квалифицировалось как преступление по службе.

В главе «О нарушении постановлений о личном найме» преступлением призна­вались такие деяния, как нарушения нанимателем постановлений о работе малолет­них, несвоевременная выдача оплаты, труда, выдача ее не деньгами, а какими-либо предметами.

Уголовным уложением предусматривалась также уголовная ответственность за посягательство на неприкосновенность жилища: насильственное вторжение в чужое помещение, умышленное без согласия хозяина пребывание ночью в чужом помеще­нии, отказ покинуть помещение при условии, что виновный проник в него тайно.

Отдельный раздел уложения был посвящен религиозным преступлениям, он был, направлен на охрану церкви и государства. Защита религиозных чувств и взглядов осуществлялась, в частности, наличием норм о ересях и расколах.

В Уголовном уложении имелись и иные нормы, предусматривающие ответствен­ность за посягательства на права граждан, в частности на трудовые и имуществен­ные права. Однако Уголовное уложение полностью не вступило в законную силу. Вступившие же в силу в первую очередь такие главы, как «О смуте», «О бунте про­тив верховной власти», «О государственной измене», норм о посягательствах на пра­ва граждан не устанавливали. Многие из них содержались в Уложении о наказаниях 1846 г. в редакции 18S5 г., которое действовало в полной мере до 1917 г.|

Принятые в последующем Уголовные кодексы РСФСР в 1922 и 1926 гг. также не' содержали глав о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Однако в них имелись отдельные нормы об охране некоторых прав граждан.

Так, ст. 83 УК 1922 г. предусматривалась ответственность за агитацию и пропа­ганду, заключающиеся в возбуждении национальной вражды или розни. УК 1922 г. закреплял также ответственность за нарушения предпринимателем правил об охра­не труда (например, нарушение нанимателем коллективных договоров, заключен-; ных им с профсоюзами, воспрепятствование законной деятельности профсоюзов илиiиных представителей).

Впервые уголовно-правовая норма, посвященная охране трудовых прав граждан, появилась в декрете Совнаркома о восьмичасовом рабочем дне от 29 октября 1917г. 18 мая 1918 г. была создана Инспекция труда, а 27 апреля 1922 г. издан Декрет Совнаркома «О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда», содержащиеся в этом декрете уголовно-правовые нормы вошли в УК 1922 г. (ст. 132, 133).

Вместе с тем указанный Уголовный кодекс содержал нормы, направленные на охра­ну личных прав и свобод человека и гражданина. Так, ст. 135 УК 1922 г. устанавливала уголовную ответственность за выселение из жилища рабочих и государственныхслужа тих иначе, как по приговору суда. В разделе Кодекса «Нарушение правил об отделении церкви от государства», (ст. 119—125) была закреплена наказуемость преступных посяга­тельств на свободу совести и вероисповедания. Помимо нарушений правил об отделении перкви от государства, в этом разделе Кодекса предусматривалась ответственность за препятствия исполнению религиозных обрядов при условии, что они не нарушали обще­ственный порядок и не были сопряжены с посягательствами на права граждан.

Принятый в 1926 г. Уголовный кодекс также содержал статьи, предусматривающие ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина, такие как участие з выборах в Советы и их съезды лица, не имеющего на то права (ст. 91), об охране тру­довых прав граждан, например от незаконных действий нанимателя, личных прав, на­пример от незаконных выселений, о защите свободы совести и вероисповедания.

В 1929 г. Уголовный кодекс 1926 г. был дополнен ст. 91.1, предусматривающей от­ветственность за воспрепятствование со стороны нанимателя в сельских местностях осуществлению лицами наемного труда принадлежащих им избирательных прав.

С принятием в 1936 г. Конституции СССР, провозгласившей всеобщее, равное и пря­мое избирательное право при тайном голосовании, была предусмотрена уголовная ответ­ственность за воспрепятствование любым лицом осуществлению избирательного права, а также за подлог избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голо­сов, совершенные должностными лицами Советов или членом избирательной комиссии.

Утвержденное 9 июля 1937 г. 4-й сессией ЦИК СССР VIIсозыва Положение о выборах в Верховный Совет СССР содержало две уголовно-правовые нормы: «Всякий, кто путем насилия, обмана, угроз или подкупа будет воспрепятствовать гражданину СССР в свободном осуществлении его права избирать и быть избран­ным в Верховный Совет СССР, карается лишением свободы на срок до двух лет» (ст. 111) и «Должностное лицо Совета или член избирательной комиссии, совершив­шие подделку избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голо­сов, караются лишением свободы на срок до трех лет» (ст. 112).

В Уголовном кодексе 1926 г. впервые в качестве самостоятельного состава пре­ступления выделяется нарушение специальных норм об охране труда.

Уголовный кодекс 1926 г. так же, как и 1922 г., предусматривал ответственность за полную или частичную публикацию чужого произведения без согласия автора.

28 апреля 1929 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О религиозных объединениях», которое определило порядок деятельности религиозных объедине­ний, их права и обязанности, порядок регистрации и др. Закрепляя принцип свободы совести и устанавливая уголовную ответственность за нарушение свободы совести и вероисповедания, указанное постановление было направлено не столько на обеспе­чение свободы совести, сколько на пресечение деятельности, не совместимой с зако­нодательством о культах (например, использование молитвенных собраний верую­щих для пропаганды против Советской власти и пр.).

Охрана прав и свобод человека и гражданина являлась одной из задач уголовно­го законодательства в соответствии со ст. 1 Основ уголовного законодательства Со­юза ССР и союзных республик 1958 г.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР также предусматривали охрану от всяких посягательств социально-экономи­ческих, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гаранти­рованных Конституцией СССР и советскими законами (ст. 3).

Отдельная глава, посвященная уголовной ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина, появилась лишь в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. и называлась «Преступления против политических и трудовых прав граждан».

По сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством об охране политических, трудовых и иных прав граждан гл.IVКодекса 1960 г. вносила сле­дующие существенные изменения и дополнения.

Сконцентрировав в отдельной главе статьи о посягательствах на политиче­ские, трудовые и иные права и свободы граждан, Кодекс включил в эту главу новые нормы об ответственности: за воспрепятствование осуществлению равноправия граждан (ст. 134), нарушение тайны переписки (ст. 135), нарушение неприкосновен­ности жилища граждан (ст. 136). 2.Из Кодекса были исключены нормы, утратившие свое значение в связи с лик­видацией эксплуататорских классов и изменением законодательства (например, ст. 91 и 91.1, касающиеся избирательных прав).;

3. В Кодекс не была включена имевшаяся в УК 1926 г. глава «Об ответственности за нарушение правил отделения церкви от государства» (ст. 122—127) вследствие из­менения социально-политической обстановки. Однако две статьи этой главы вошли в Кодекс 1960 г.: о нарушении законов об отделении церкви от государства и школы от церкви (ст. 142) (статья 142 была исключена из УК 1960 г. в 1991 г. // Ведомо­сти Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №44. Ст. 1430) и воспрепятствовании совершению религиозных обрядов (ст. 143).

Таким образом, к моменту принятия Кодекса 1996 г. в уголовном законодатель­стве России сложилась следующая система норм об охране политических, трудовых и иных прав и свобод граждан.