Смекни!
smekni.com

Санкции конституционного права (стр. 2 из 2)

Для конституционно-правовых санкций актуальной является проблема их реализации: нередко либо порядок их применения не определен, либо они неприменимы, либо не применяются. И в таком случае установление санкций не только не имеет смысла, но и влечет эффект, обратный ожидаемому, потому что когда санкции превращаются в абстрактную угрозу, декларативными становятся и конституционно-правовые нормы в целом. В связи с этим установление и соблюдение процедуры применения санкций чрезвычайно важно, так как привлечение субъекта к конституционной ответственности представляет собой результат применения и взаимодействия материальных и процессуальных норм.

Единого порядка применения конституционно-правовых санкций не существует, и, по-видимому, предусмотреть такой порядок невозможно из-за разнообразия этих санкций. Тем не менее некоторые общие черты данного порядка существуют. Во-первых, сроки, в течение которых в отношении субъекта можно применить конституционно-правовые санкции, как правило, не устанавливается. Иногда это связано с длящимся характером конституционного деликта.

Во-вторых, в конституционном праве субъектам, к которым применены меры ответственности, право обжалования может и не предоставляться. А само обжалование, если оно предусмотрено, может быть как судебным, так и находиться в ведении вышестоящей инстанции. Судебный порядок обжалования, как и применения, мер конституционной ответственности представляется наиболее целесообразным. И, наконец, нарушение порядка применения конституционно-правовых санкций само может стать основанием для конституционной ответственности. Так, Закон Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы"[7] предусматривает, что окружная избирательная комиссия может признать результаты голосования недействительными, если установит нарушения законодательства при голосовании по отзыву депутата.

Важна классификация конституционно-правовых санкций, выделяющая те их качества, которые характеризуют санкции как особый конституционно-правовой институт. Деление указанных мер ответственности на правовосстановительные и карательные может вызвать затруднения, поскольку в конституционном праве определить приоритетную функцию в конкретной санкции не всегда просто.

Карательными конституционно-правовыми мерами являются, в частности, роспуск общественного объединения, принудительное исполнение нарушенной обязанности.

Вместе с тем некоторые виды конституционно-правовых санкций практически лишены карательных свойств. В них на первом месте стоит правовосстановительная функция, которая связана с устранением недолжного поведения, возвращением в первоначальное положение.

Конституционно-правовые санкции также можно разделить на основные и дополнительные. Статья 65 Конституции Чехии предусматривает в отношении главы государства отрешение от должности, безусловно, в качестве основной санкции, а в дополнение - еще и лишение права быть избранным Президентом.

Некоторые санкции по своей природе являются комплексными (например, федеральное принуждение, являясь целостной санкцией, включает в свой состав совокупность отдельных мер). Комплексность конституционно-правовых санкций может отражаться и на субъектах конституционной ответственности. Так, роспуск партии затрагивает как партию в целом, так и каждого отдельного ее члена.

Бывает, что одна конституционно-правовая санкция является прямым следствием применения другой, и реализация первой санкции в свою очередь служит основанием для применения второй. Согласно ст.116 Конституции Словакии, Национальный совет может выразить члену Правительства недоверие; эта же статья предписывает, чтобы Президент отозвал министра, которому было выражено недоверие.

Выводы

Нет сомнений, что конституционно-правовые нормы нуждаются в адекватной системе средств защиты своих предписаний, которая наряду с другими санкциями включала бы и конституционно-правовые. Более того, некоторые санкции могут быть установлены только в конституции. Поэтому такой способ урегулирования конституционной ответственности высших органов государственной власти, как принятие специального закона, надо признать не совсем приемлемым: использование конституционно-правовых санкций в отношении этих органов непременно затрагивает вопросы, требующие решения исключительно на конституционном уровне.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации./ принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года - М.: Юридическая литература, 1993, 64 с
  2. Закон Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы"
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М.: Новый Юрист, 2008.
  4. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М.: Юристъ, 2007. — 492с.
  5. Конституционное право: Хрестоматия. Сост. Ганин О.В, Захаров В.В. Тамбов: ТГТУ, 2008. — 496с.
  6. Коркунов Н. М. Русское государственное право: Пособие к лекциям. — (ссылка на 6-е изд.). — СПб.: Книжный магазин А. Ф. Цинзерлига, 1892. — Т. 1. — С.73.
  7. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: ТГТУ, 2008. — 392с.
  8. Теория права и государства: Учебник / Под ред проф В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2007.- С.113.
  9. Чепурнова Н.М.,Серёгин А.В. Теория государства и права.- М.: ЕАОИ, 2007. – С.140/

[1]Чепурнова Н.М.,Серёгин А.В. Теория государства и права.- М.: ЕАОИ, 2007. – С.140

[2]Коркунов Н. М.Русское государственное право: Пособие к лекциям. — (ссылка на 6-е изд.). — СПб.: Книжный магазин А. Ф. Цинзерлига, 1892. — Т. 1. — С.73.

[3]Чепурнова Н.М.,Серёгин А.В. Теория государства и права.- М.: ЕАОИ, 2007. – С.146.

[4] Там же

[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. -М.: Новый Юрист, 2008. – С.335.

[6] Теория права и государства: Учебник / Под ред проф В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2007.- С.113.

[7]Закон Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы"