Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.
Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).
Идея 3: концепция «как спастись от греха».
Различие между проступком и преступлением:
«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,
если действует во вред другому – это преступление».
Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.
Основное произведение – «Сумма теологии».
Признан официальным теологом католической церкви.
В Библии – вся власть от бога.
Выделение трех элементов государственной власти:
1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.
2) Происхождение власти: по наследству или силой.
3) Использование власти:
a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,
b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.
«Возможно, тиран послан народу за его грехи».
Субординация законов:
1) Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум».
2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).
3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:
a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),
b. предусматривают наказание за нарушение.
4) Божественный закон – Библия.
Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают основы жизни.
Средневековая ересь о праве и государстве.
Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.
Два вида ереси:
1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:
a. требует социального и имущественного равенства,
b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.
Представители плебейской ереси – «богомилы»???.
Помещики – слуги дьявола.
2) бюргерская ересь:
a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),
b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).
Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.
Основное произведение – «Государь».
Основные идеи:
1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),
2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).
3) советы государю:
a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,
b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),
c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,
d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».
Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).
Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.
Жанр – утопический социализм.
Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.
Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».
Государство ответственно за своих подданных.
Государство – орудие для угнетения бедных.
Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).
Основные идеи:
1) общественная собственность,
2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),
3) все должны приносить пользу обществу,
4) общественная трапеза,
5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,
6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.
Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.
Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)
Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.
Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).
1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,
2) законов должно быть как можно меньше.
Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».
Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.
Идеи либерализма.
Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).
Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.
Различия в подходах:
- Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),
- Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.
Классическая теория демократии.
Монтескье: «О духе законов».
Есть буква законов и дух законов.
На дух законов влияют:
- физический фактор (климат, территория и т.д.),
- моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).
Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.
Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:
1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,
2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,
3) недопустимость наказания за помыслы,
4) о нескромных словах.
Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».
1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,
2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),
3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.