Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)
4 касты («варны»):
брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),
кшатрии – из рук (управление государством, война),
вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),
шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).
Рабы – не люди, а орудия труда.
Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).
Если исполняет то - ?????
Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».
В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.
Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).
«Будда» - просветленный.
Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).
«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.
«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).
Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.
Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)
Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.
Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:
государство – это разросшаяся семья,
монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;
патернализм – власть отца и его забота о семье,
2) идея меритократии – власти достойных
власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,
3) идея человеколюбия:
забота старших о младших и уважение младшими старших,
«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,
4) отрицательное отношение к законам:
закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,
5) советы чиновникам:
древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,
в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,
и т.д. (очень много советов)
Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)
возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).
Противоположность Конфуция:
1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,
2) доброта и человечность – мать всех проступков,
т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),
3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять
в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,
4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,
5) разрешил покупать чиновничьи должности.
Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.
Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.
Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.
Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».
Греция. Политико-правовые идеи софистов.
Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.
Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.
Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).
Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …
Старший софист Протагор:
1) золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.
2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),
3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).
Афины: Сократ
По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.
Идеи:
1) управлять должны знающие,
2) закон и справедливость – понятия тождественные.
Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.
Причина такого решения суда:
1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,
2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.
Платон (ученик Сократа).
о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:
1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),
2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),
3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),
4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),
5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),
6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).
Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:
- разумность – стремление думать,
- честолюбие – стремление к славе,
- вожделение – необходимость физиологического комфорта.
Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).
Принципы жизни философов и стражей:
1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,
2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),
3) общественное воспитание детей.
Аристотель.
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.
Формы правления по Аристотелю:
Власть одного | Власть немногих | Власть многих | |
«Правильная» | монархия | аристократия | полития |
«Неправильная» | тирания | олигархия | демократия |
Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».
Демократия:
1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.
2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.
Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.
Два вида справедливости:
- уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,
- распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).
Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)
Основные принципы организации жизни общин:
1) общность имущества,
2) обязательность труда для всех,
3) равенство,
4) отсутствие духовенства и культов,
5) осуждение богатства.
Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:
«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».
Два аспекта:
1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,
2) каким судом судите – таким судимы будете.
Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».
1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),
2) человек живет по божественной воле.
Государство и город – синонимы.