3. conditiones- личные иски, направленные на получение вещей или совершение действий. Это требование принадлежавшего кредитору долга или обязанности должника что-либо дать или вернуть.
Так же существует классификация римских исков по системе права, положенной в основание. Различают цивильные иски, на основе цивильного права и преторские, на основе преторского праыва.
3. Система и источники римского права. Общая х-ка.
Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени. Эта система права позднее получила название цивильного права (iuscivile), подчёркивающее строго национальный характер права римских граждан. В узком смысле слова, цивильным правом считалась закреплённая законом узконациональная система частного права, в более широком смысле включала все комментарии римских юристов к цивильным законам.
Наряду с этой системой постепенно сложилась другая- преторское право (iuspraetorium) В связи с изменением соц-эконом условий, постановления цивильного права нуждались в пополнении и исправлении. Эта работа легла на на судебных магистратов, в основном на преторов.
Третья система права- право народов- iusgentium. Цивильное право применялось только к римским гражданам. С развитием производства, торгового оборота, стало необходимо признать основные частные права и за не римлянами. На этой почве сложилась система права народов.
Aequitas- справедливость. В области частного права принцип справедливости понимался юристами как стремление идти навстречу нарождавшимся ребованиям морали. Так постановления перторского права очень часто объяснялись принципом справедливости.
Естественное право (iusnaturale) – Цицерон определил его как требование морали. Другой взгляд- это право, которым наделены не только люди, но и животные.
Виды исочников права- законы, сентусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов, обычное право.
Обычное право- обычай- древнейший источник римского права. Законы 12 таблиц в большей части были закреплением обычаев. С усилением законодательной деятельности гос-ва обычай ослабил своё значение. В эпоху принципата значение обычая признавалось на равнее с законом, в силу его давности и добровольного молчаливого согласия народа подчиняться. В эпоху домината было запрещено действие обычаев , которые отменяют законы.
Закон- законом являлись решения комиций- народного собрания. Для полной силы закона требовалось содействие трёх органов Рим гос-ва: Магистр, имевший право созыва народного собрания и разрабатывающий проект закона. Народ, принимавший или отвергавший проект закона. Сенат, ратифицирующий и одобряющий закон.
Эдикты магистратов- при вступлении в должность претор издавал эдикт в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для исполнения. Особенно большое значение получали эдикты содержащие условия, когда будет даваться преторская защита.
Сенатусконсульты- это постановление сената. Сенат не имел законодательной инициативы, поэтому его постановления являлись лишь оформление внесённых в сенат предложений императора.
Юриспруденция ведёт своё начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Наибольший расцвет получила в период принципата. Деятельность юристов заключалась в редактировании формальных актов- cavere, рук=ве ведением судебных дел agere, в даче советов respondere.
4. Обычное право как источник РП
Обычай- это древнейший источник права, существовавший когда не было определённого закона и права. Существовали только обычаи и религиозные предписания. Древнейшее название обычаев- moresmaiorum. Законы 12 таблиц в большей части были закреплением обычаев.. Сюда относились нормы, укреплявшие полноту отцовской власти, регулировавшие отношения между супругами. , наследственные отношения. Опубликование 12 таблиц гос властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений императоров в свод законов цивильного права.
С усилением законодательной деятельности государства, обычай в значительной мере потерял своё значение, но не перестал быть источником римского права.
В эпоху принципата, значение обычая как источника права отмечено Юлианом. Он признавал за обычаем такую же силу и такое же основание как и за законом. Юлиан отмечает признаки обычая: давнее применение и молчаливое согласие об-ва. В начале домината в практике законодательства было запрещено действие обычаев, отменяющих законы. Авторитет обычая и долговременность применения представляется немалым, но его не следует доводить до такого значения, чтоб он преодолевал разум и закон.
32 Право собственности
Собственность открывала носителю этого права возможность пользования и распоряжения вещью и исключала вмешательство всех посторонних лиц в сферу господства частного собственника. Классическая юриспруденция понимала собственность как неограниченное и исключительное правовое господства лица над вещью, как право, свободное от ограничений и абсолютное по своей защите.
Квиритская собственность могла принадлежать только полноправным римским гражданам и тем, кто был наделён iuscommercii. Кроме римской правоспособности лица, требовалось чтобы и вещь была способна к участию в римском обороте. К таким вещам относились resmancipi – земли в Италии, а так же всё, что находится на земле, рабочий скот, рабы, право соседа пройти по .той земле, провести водопровод. Для квиритской собственности существовали способы приобретения по договорам, как манципация или уступка в ходе процесса- iniurecessio.
Собственность перегринов: неримские гражданеподчинялись в Риме праву своей родину. Доступ к римской собственностипутём совершеня сделок права народов, был открыт в начале республки, в области оборота движимых вещей, в интересах самих римских граждан. По цивильному праву некоторым общинам или отдельным лицам из иностранцев представлялось право участия в обороте римских граждан iuscommercii. Из этих сделок были доступны манципация и литеральные договоры(счётно-письменные). Право защищалось только эдиктом перегринского претора при помощи фиктивных исков.
Провинциальная собственность. Провинциальная собственность отличалась от квиритской на итальянские земли главным образом тем, что с провинциальных земель взимались в пользу казны особые платежи. Провинциальные собственники не могли пользоваться юр актами цивильного права, а обращались к праву народов.
Для договорного приобретения собственности применялись три способа mancipatio, iniurecessio, traditio.
Mancipacio- вначале представляла собой реальную передачу вещи путём обмена её на цену при 5 свидетелях и присутствии весовщика. Акт разыгрывался как истребование своей вещи. (для resmancipi)В последствии превратился в фиктивную продажу, применялся для дарения.
Iniurecession- этот способ приобретеня собственности представлял собой мнимый судебный процесс. Был доступен только лицам, допускавшимся к участию в римском процессе. Приобретатель требовал вещь, утверждая, что она его. А отчуждатель признавал.
Tradicio- передача фактического владения вещью от отчуждателя к приобретателю. Основания- взаимная воля сотрон.
Спецификация- изготовление новой вещи из одной или нескольких других.
Оккупация- присвоение и завладение вещами с намерением удержать их за собой. Распространялось на все бесхозяйные вещи.
Клад- всякая ценность, которая была где-нибудь сокрыта так давно, что после открытия нельзя найти собственника. Половина клада- находчику, половина- владельцу земли.
Приобретательная давность.
Иски собственника:
1. Виндикативный- требование невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате вещи
2. Негаторный иск- иск, который предоставляется собственнику, когда он не утрачивая владения своей вещью встречал какие-то помехи (например присвоение права сервитута)
3. Actioprohibitoria- иск о воспрещении, истец доказывал своё право воспрещения вмешательства со стороны ответчика.
4. Публициановский иск- иск для защиты бонитарного собственника и лица, добросовестно приобрётшего вещь от несобственника в деле возвращения им их вещей от третьих лиц.
6. Эдикты магитратов и сенатусконсульты.
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов, содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита.
Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского или гонорарного права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Но издавая эдикты, преторы не могли вступать в конфликт с императорской властью.. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления, которые выносились под влиянием императоров.
Кодификация. Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло своё основание, когда при Адриане, юристу Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок материалы постоянного эдикта- edictumperpetuum. Другими словами была проведена кодификация преторского права.
Эдикт же преторов пергринов остался вне кодификации.
Сенатусконсульты. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената. С 1 до 3 вв сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует. В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Постановления сената чаще всего являлись лишь оформлением предложений император, которые он мог вносить в сенат в письменной или устной форме.