Оглавление
Стр.
Введение……………………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Понятие и сущность сделки.…...………………………………………...…. | 5 |
Глава 2. Недействительные сделки…………………………………………………... | 12 |
2.1. Ничтожные сделки…..……...…….......…………….……...……………… | 13 |
2.2. Природа и содержание понятия «притворная сделка»…………………. | 15 |
2.3. Особенности притворных сделок………………………………………… | 22 |
2.4. Последствия недействительности притворных сделок....……….……… | 24 |
2.5. Оспоримость притворных сделок в судах РФ…………………………… | 27 |
Заключение ……………………………………………………………………………. | 30 |
Список использованных источников ……………………….……..……………...…. | 32 |
Введение
В последние годы, как учеными, так и практикующими юристами все большее внимание уделяется вопросам, связанным с понятием сделки, ее особенностями. Это вполне объяснимо, так как сделки являются основной правовой формой обмена между участниками гражданского оборота.
Сделки совершаются субъектами гражданского права свободно: по собственной воле и в своем интересе. Свобода прав и законных интересов каждого гарантируется на территории РФ, прежде всего, главой 2 Конституции РФ.[1]
Граждане и юридические лица совершают при этом самые разнообразные действия, в результате которых возникают, изменяются и прекращаются их права и обязанности. В процессе установления, изменения и прекращения прав и обязанностей сделка занимает наиважнейшее место; это наиболее распространенные и многообразные юридические факты, с которыми закон связывает возникновение гражданских прав и обязанностей. Покупка продуктов в магазине, проезд на транспорте, оплата коммунальных услуг, посещение парикмахерской, распоряжение имуществом на случай смерти и многие другие действия охватываются понятием «сделка».
Так какова же правовая природа сделок, что следует учесть при их заключении, дабы не допустить их недействительности?
Актуальность выбранной мною темы определяется несовершенством законодательства, а также необходимостью фундаментальных исследований института притворных сделок в гражданском праве.
Объектом исследования в данной работе является природа притворных сделок в гражданском праве и их последствия.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, в частности: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ; научная литература, посвященная сущности, видам сделок, условиям и последствиям их недействительности под редакцией таких авторов как: Суханов Е.А.; Сергеев А.П.; Толстой Ю.К.; Садиков О.Н. и др.; а также материалы судебной практики.
В данной курсовой работе используется метод изучения и анализа.
Целью курсовой работы является исследование причин возникновения и правовых последствий притворных сделок в гражданском праве.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие сделки, выявить характеристики сделки;
- определить виды недействительных сделок;
- выявить природу и содержание понятия «притворная сделка»;
- дать оценку притворным сделкам;
- проанализировать последствия недействительности притворных сделок;
- дать характеристику судебной практике в части применения ст. 170 ГК РФ.
Структура работы – данная курсовая работа состоит из введения; заключения; списка использованных источников; пяти параграфов, объединенных в две главы.
Глава 1. Понятие и сущность сделки
Гражданское право регулирует отношения экономического оборота и повседневной жизни граждан, которые разнообразны и подвержены периодическим изменениям. Поэтому гражданские права и обязанности чаще всего возникают в результате целенаправленных и правомерных действий организаций и граждан, эти действия отражают их потребности и возможности и учитывают реально существующие условия рынка (его конъюнктуру).
В общежитии «сделка»не имеет определенного юридического значения; однако чаще всего под сделкой разумеется договор или вообще какое-либо соглашение. Но мы будем употреблять это слово в более обширном и определенном смысле, разумея под юридической сделкой всякое юридическое действие, направленное к изменению существующих юридических отношений. Таким образом, под наше понятие о сделке подходит не только договор, соглашение, но, например, и духовное завещание.[2]
Правомерные действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, именуются сделками. Сделки могут совершать также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, на что прямо указывается в ст. 124 и ст. 125 ГК РФ.[3]
Основанием заключения сделки, как правило, является соглашение сторон, либо волеизъявление одной стороны, однако в случаях, прямо предусмотренных законом и при наступлении указанных в нем обстоятельств, сделка заключается на основании закона (ст. 445 ГК РФ). Например, в отношении договора розничной купли-продажи, в определенной розничной точке продавец не вправе отказаться от совершения сделки с конкретным покупателем.
Юридическая сделка иначе называется юридическим актом. Ей противополагается правонарушение, как такое юридическое действие, которое, хотя и влечет за собой юридические последствия, но не те, которых желало лицо. Сам термин «сделка» далеко не чужд русскому законодательству, так, например, не достигшему 17 лет запрещается совершать акты и сделки какого-либо рода без согласия попечителя.[4]
Представляется, что гражданско-правовые сделки характеризуются рядом признаков, которые выражают их правовую сущность и одновременно позволяют отграничивать их от других юридических фактов, внешне схожих со сделками, но имеющих другое назначение и подчиненных поэтому иным правилам.
Во-первых, сделка — целенаправленное, т.е. волевое действие граждан и организаций. Она осуществляется для достижения определенного правового результата, в котором заинтересовано совершающее сделку лицо.[5]
Воля лица должна достигнуть определенной правовой цели, становится доступной восприятию другими участниками гражданских правоотношений в результате изъявления лицом своей воли вовне, т.е. волеизъявления. Само по себе наличие у лица какого-либо намерения не может породить юридические последствия до тех пор, пока оно не выражено вне.[6]
Все способы выражения внутренней воли могут быть сгруппированы по трем группам: 1) прямое волеизъявление, совершаемое в устной или письменной форме (например, заключение договора, сообщение о согласии возместить ущерб, обмен письмами и т.п.); 2) косвенное волеизъявление имеет место в случае, когда от лица, намеревающегося совершить сделку, отходят такие действия, из содержания которых явствует его намерение совершить сделку. Такие действия называются конклюдентными (от лат. concludere — заключать, делать вывод). (Оплата проезда в метро, помещение товара на прилавке сами по себе уже означают намерение лица заключить сделку.) В соответствии с п. 2 ст. 158 ГК РФ конклюдентными действиями могут совершаться лишь сделки, которые в соответствии с законом могут быть совершены устно; 3) изъявление воли может иметь место и посредством молчания. Однако такое выражение волеизъявления допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Так, стороны могут договориться о том, что молчание одного из участников договора на предложение другого участника об изменении условий договора означает его согласие со сделанным предложением. Законом также могут быть предусмотрены случаи, когда молчание признается выражением воли совершить сделку.[7]
Естественно, что воля и волеизъявление должны соответствовать друг другу. В случае когда воля направлена на одно действие, а волеизъявление выражает намерение совершить другое действие, сделка может вызвать споры между участниками, что препятствует ее совершению.
Весьма показательна эволюция, которую претерпела буржуазная цивилистика в своем отношении к значению воли сторон для сделок. Приводящее к совершению сделки волевое действие слагается из воли и волеизъявления. Если они совпадают, то при соблюдении требований закона ничто не может воспрепятствовать наступлению нужного юридического эффекта. Сложнее обстоит дело в случаях расхождения между ними, когда приходится отдавать предпочтение либо внутренней воле, либо волеизъявлению.
Вплоть до середины XIX в. господствующая роль принадлежала теории воли (Савиньи, Бринц и др.). Она строилась на той посылке, что в принципе договора нет, если волеизъявление не соответствует внутренней воле. Но так как подобная посылка не согласуется не только с развитым, а вообще с любым экономическим оборотом, сторонники самой этой теории были вынуждены сопроводить ее различными оговорками. Они указывали, в частности, что лишено юридической силы лишь такое волеизъявление, которое ненамеренно искажает содержание внутренней воли, а при намеренном (умышленном) ее искажении юридическая связанность должна наступить несмотря на противоречие между волей и волеизъявлением.
Чем больше, однако, ускорялось совершение товарных операций и чем масштабнее становилось движение товаров, тем меньше почвы оставалось для теории воли как в чистом ее виде, так и с различными оговорками. Уже к середине XIX в. она утрачивает свою былую распространенность, а затем почти вовсе сходит со сцены, уступив место новой концепции - теории волеизъявления (Коллер, Пининский и др.). Сторонники этой теории, начав с чисто психологических рассуждений о том, что недопустимо отрывать волю от волеизъявления, что они составляют две стороны одного и того же феномена, и что совершенно немыслима внутренняя противоречивость такого единого феномена, приходили к выводу о невозможности существования волеизъявления, вовсе не опирающегося на определенную внутреннюю волю. Юридически связывающую силу должно поэтому иметь самое волеизъявление, как бы оно ни соотносилось с внутренней волей.[8]