Смекни!
smekni.com

Правомерность выражения религиозности в светских шролах (стр. 1 из 3)

Оглавление:

1. Введение (актуальность работы)…………………………………………..2

2. Нормативные акты устанавливающие отделение школы от церкви…….2

3. Статьи Уголовного Кодекса, предусматривающие ответственность за «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви»………………………………………………………………………….6

4. «Proecontra» введения в школах «Основ православной культуры»…………….. ………………………………………………………. 8

5. Заключение…………………………………………………………………..13

6. Библиография………………………………………………………………..15

Актуальность данной работы обусловлена тем, что уверения процерковно настроенных общественных деятелей и клерикально настроенных кругов в неодолимом тяготении России к религии вообще и к православию в частности, заигрывания власти с Церковью, создающие иллюзию повсеместного возврата страны в «лоно традиционной религии», показывают свою несостоятельность как только сталкиваются с реальной жизнью.

Вводимое в общеобразовательных школах изучение на выбор, то ли одной из традиционных религий, то ли основ религий вообще как социального явления, то ли общего курса светской этики принималось именно под такими лозунгами и нарастающим давлением клерикально настроенных кругов общества. При этом эти круги выдвигали идею, что 75% населения нашей страны относят себя к православным. На самом деле, мне кажется, происходит подмена понятий, - не отождествляющие себя с православием как с религией, а как бы «по умолчанию» признающие свою связь с русской культурой, но не с религией.

Согласно статье 14 основного Закона – Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»[1]. Данная статья Конституции напрямую вытекает из «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви»[2] — нормативно-правового акта, принятого Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, и имевшего конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Этот Декрет впервые устанавливал светский характер государственной власти. Одним из пунктов данного документа устанавливался запрет преподавания религии - школа как государственное образовательное учреждение отделяется от церкви. Церковноприходские школы этим декретом были ликвидированы, преподавание Закона Божия в школах было запрещено. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом. VIII Отдел Народного комиссариата Юстиции с января 1919 года планировал выпуск нового ежемесячного журнала «Революция и церковь». В нем планировалось размещать обзор распоряжений и разъяснений касательно отделения церкви от государства и школ от церкви. Распространялся труд Бухарина «Церковь и школа в Советской республике».

Предистория Декрета уходит в далекий 1903 г., когда в Программе РСДРП, принятой на IIсъезде партии одним из пунктов было принято «...Российская социал-демократическая рабочая партия ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы: …13. Отделение церкви от государства и школы от церкви»[3].

Статья 13 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. года гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». То же самое было подтверждено ст. 4 Конституции РСФСР 1925 года.

Нельзя сказать, что исполнение норм права, закрепленных в Декрете и закрепленных в Конституциях было принято на «ура» населением молодой Республики. Особенно недовольны нововведениями в сфере вероисповедания были крестьяне, так как преобразования кардинально изменили их образ жизни. Они возмущались отсутствием в школах икон и занятий, посвященных Закону Божьему, запрещали детям посещать такие школы. Ими распространялись призывы к возрождению «Святой церкви» и восстановлению преподавания Закона Божьего в школах. Нередки были случаи преподавания в школе «по-старому»[4].

В Средней Азии осуществление принципа отделения церкви от государства в области образовательной политики столкнулось со специфическими проблемами. Светская школа здесь создавалась медленно. Тому было множество причин, в том числе финансовые трудности и слабая материально-учебная база. Культурные, бытовые, этнические особенности края вступали в противоречие с установками, инструкциями Советской власти. На территории Средней Азии, где весь уклад жизни регламентировался устоями мусульманской религии, было трудно осуществлять совместное обучение мальчиков и девочек. Многие родители давали согласие на обучение своих детей в светских школах лишь при условии, если учитель будет носить чалму и халат, а дети - совершать намаз и т.д. В Бухарской республике, где по учебному плану в светских школах отводилось время на вероучение, ученики, достигшие 14 лет, могли по желанию изучать основы ислама в мечети. Такое отношение руководства республики к столь важному вопросу вызвало весьма благоприятную реакцию Центрального духовного управления мусульман. В обращении по этому поводу от 9 июня 1924 г. ко всем имамам и мусульманам, в частности, говорилось, что «только просвещение дает народу силу и право жить как полноправным гражданам. Принимая это все во внимание, необходимо смотреть на трудовую школу[5] прямо и правильно, не уклоняться от посильной помощи ей и стараться поддерживать ее материально[6]».

В секретном письме ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы», всем ЦК нацкомпартий, крайкомам, обкомам, губкомам и окружкомам говорилось: «Наркомпросу необходимо взять более решительный курс по преодолению элементов нейтрализма школы к религии, выражающегося в т.н. безрелигиозном воспитании, поручив ему поставить серьезнейшим образом антирелигиозную подготовку и переподготовку учителей, особенно школ повышенного типа, ввести соответствующий антирелигиозный цикл в техникумы и в педвузы, ввести таковой в свои заочные курсы, разработав методы антирелигиозной пропаганды в школе, внести соответствующие поправки к программам школы, обратив особое внимание на школы второй ступени, ассигнуя специальные средства по линии Главполитпросвета, Главпрофобра и Главсоцвоса. Поставить задачей организацию в ближайшее время антирелигиозного отделения в ИКП для подготовки высококвалифицированных антирелигиозников, а также использовать с этой целью РАНИОН и Коммунистическую Академию, закреплять и расширять практику организации вечерних и воскресных рабочих антирелигиозных курсов и университетов и других общественных форм подготовки антирелигиозного актива из среды рабочих».

Мы видим, что правящая партия взявшая власть в свои руки после Октябрьского переворота весьма последовательно начала бороться с религиозными верованиями населения бывшей Российской Империи. Не знаю, понимали ли тогдашние руководители этой борьбы то, что борясь с традиционными религиями в школах, на предприятиях, в Красной Армии и флоте, они создавали новую религию с Пантеоном богов из числа руководства ЦК партии. И имя той новой религии – марксизм-ленинизм…

Советская школа - это школа, отнюдь не скрывающая своих политических тенденций, это - педагогическая фабрика, отсеивающая подходящий материал и изготовляющая из него коммунистов. Первой ступенью чистилища, открывающего впоследствии дверь в партию, является организация так называемых «пионеров» в средней школе - нечто вроде коммунистических бойскаутов (но из своих учебников каждый пионер знает, что европейский бойскаут - это враг). И следующая ступень - это «комсомол», организация уже более ясно выраженного партийного характера, обнимающая возрастную группу студенческого типа. У пионеров - форма, красные галстуки, военный, строй, барабаны - для восьмилетнего гражданина большой соблазн. В число пионеров входят очень многие из учеников средней школы - и сколько драм на тему «отцы и дети» разыгрываются в этих декорациях! Из пионеров в «комсомол» переходят далеко не все, и только часть из комсомола попадает затем в партию.

В отличие от европейской конфессиональной или безрелигиозной школы - советская школа это школа антирелигиозная, соответствующие тенденции прививаются с самых младших классов. В школах для старших возрастов всюду организуются «кружки безбожников». Религиозные праздники в школах не празднуются, даже Рождество и Пасха: граждане-школьники, вместе прочими гражданами, празднуют только "праздники революции" (октябрьские, первомайские). Попробуйте спросить советского школьника: «какой сегодня день?». Три четверти вам не ответят на этот вопрос: дни недели, само слово «неделя» в советской школе забыты, вместо недели - там «пятидневка», "шестидневка", вместо воскресенья - пятый или шестой день. Под перо просится парадоксальный вывод: советская антирелигиозная школа - это новый, своеобразный тип конфессиональной школы, где в основу положен "антирелигиозная религия" коммунизма (a propos: есть книжечка с неожиданным заглавием - "Катехизис... безбожника"). В особенности это относится к начальной и средней школе, где тезисы коммунизма воспринимаются скорее в порядке эмоциональном, в порядке веры[7]. Так пишет русский писатель эмигрант Евгений Замятин.

Интересны также статьи Уголовного Кодекса советского периода. Прежде всего, это статья 122 УК РСФСР 1926 г.: «Преподавание малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах или с нарушением установленных для этого правил влечет за собой - принудительные работы на срок до одного года». Глава IIIОсобенной части так и называлась «Нарушение правил об отделении церкви от государства». Таким образом мы видим классическую триаду юриспруденции: гипотеза-диспозиция-санкция. С точки зрения советского юридического позитивизма вопрос с правомерностью выражения религиозности в светских советских школах большевиками был решен окончательно.