Несоответствие проводившейся экономической политики реальным условиям тогдашнего рынка, уровню совершенства законодательства привело к параличу производства, деградации основных систем жизнеобеспечения и упадку всей технологической инфраструктуры России. Резким колебаниями подверглись конституционные основы наиболее важных сфер общественной и государственной жизни. Произошло резкое социальное расслоение общества, идеологическая дезориентация, размывание системы положительных ценностей, подрыв трудовой мотивации. Последствия произошедшего ощущаются и в наши дни.
Оценка соответствия проводимой в России социальной политики конституционным целям и задачам не однозначна. Одни считают, что такая политика вообще отсутствует. Другие полагают, что такая политика есть, но она слабая, бессистемная, «невнятная», «запаздывающая», имеет вынужденный, ситуационный характер. Третьи убеждены, что осуществляются продуманные, исключительно сильные действия в интересах очень узкого слоя людей. Несмотря на столь разносторонние позиции, все они подтверждают, что существующая политика неодыкватна нуждам широких социальных слоев и не реализует соответствующих конституционных гарантий.
Такая политика не отвечает конституционно значимым целям развития России как демократического, правового, социального государства, непосредственно связанного с утверждением человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развития человека. Данные нормы относятся к основам конституционного строя. Россия для обеспечения и реализации этих целей испытывает в большинстве своем не дефицит средств, а дефицит профессионализма, политической воли и ответственности, социальной справедливости и нравственности в её структурах власти.
Помимо прочего, Россия нуждается в действенной национальной и региональной политике, которая должна опираться непосредственно на Конституцию и в свою очередь, обеспечивать реализацию её норм и институтов. В настоящее время, хотя эта политика и осуществляется более последовательно и эффективно, чем это было в 90-х годах, остается еще много нерешенных вопросов, связанных с урегулированием положения в Чечне, стабилизацией кризисных явлений в этнической и конфессиональной сферах, решением назревающих проблем в области образования, культуры, языка, разрушением межнациональных конфликтов и осуществление превентивных мер по их недопущению, сохранением коренных малочисленных народов, прежде всего, Севера, Сибири и Дальнего Востока и т.д. Поэтому непринятие срочных и эффективных мер может привести к необратимым процессам, «этнической катастрофе» и другим негативным последствиям, вплоть до расчленения страны.
3. Социально-классовые факторы
В реализации Конституции особую роль играют социально-классовые факторы. Соотношение классовых сил определяет не только содержание Основного Закона, но и в решающей степени осуществление его положений.
Несмотря на то, что в последнее время классовые противоречия постепенно сходят на нет, российское общество все еще характеризуется такими негативным аспектами, как усиливающаяся дифференциация имущественного положения, экономических и прочих интересов старых и новых классов, растущая отчужденность всех и вся от общегосударственных интересов и общественных забот, усиление антиобщественного и антигосударственного поведения, охватывающего все большее количество социальных групп и пр. Все это дестабилизирует обстановку в стране, нагнетает революционные настроения, препятствует созданию гражданского общества.
Кризисы 90-х годов практически ликвидировали слой населения, который по уровню жизни и доходам можно отнести к среднему классу, основе социальной структуры западных стран. В свою очередь, несмотря на различие в политических симпатиях, большинство представителей среднего класса ориентируются на социальное рыночное хозяйство, ценности индивидуальной свободы, приоритет частной собственности. Именно он является потенциальным гарантом стабильности общества, лучше всего адаптирующимся к рыночной экономике. Средний класс – это слой, честно создающий свое благополучие, обеспечивающий детям лучшую жизнь, и кровно заинтересованный поэтому в сохранении сложившегося и справедливого в их понимании конституционного порядка. Именно средний класс на Западе является основой гражданского общества. Он активно поддерживает систему государственных и общественных противовесов, которые перекрывают дорогу любителям авторитарных и диктаторских режимов, ограничивает господство монополий в экономике и политике, не допускает коррупции и должностных преступлений, в том числе со своей стороны. Ни один из перечисленных факторов эффективно не действует в нынешнем российском обществе.
4. Идеологические факторы
Идеологические факторы оказывает на конституционный процесс более опосредованное влияние, нежели политические факторы. Но нельзя недооценивать и этого воздействия.
Формирование модели, как самой Конституции, так и механизма её реализации, возможно лишь в контексте преобладающих в обществе идей, взглядов, учений, которые воздействуют на сознание людей и управление ими. В ряду этих явлений необходимо также рассматривать и конституционные идеи и ценности. Идеология воплощает активную роль высших сфер человеческого сознания и проявляет себя через «идеальные стремления», «идеальные силы», побуждающие человек к какой-либо деятельности.
На протяжении достаточно длительного времени после развала СССР в российском обществе просто отсутствовала какая-либо идеология. Выдвигаемые в последнее время идеи не могут стать идеологией всего общества, поскольку они не отвечают условиям жизни, потребностям, интересами большинства граждан. Из навязываемой обществу идеи национального согласия никакая серьезная идеология вырасти не может, ибо в нынешних условиях России имеет целью фактически одно – признать сложившееся положение и примириться с ним.
Идеологические факторы формируют психологические установки участников конституционного процесса и тем самым оказывают существенное влияние на реализацию Конституции. Идеология может способствовать разработке и принятию Конституции, выражающей интересы и волю народа, созданию необходимых условий и гарантий её эффективного осуществления, либо деформировать конституционную доктрину и практику. Каким будет это влияние зависит главным образом от демократического, прогрессивного наполнения самой идеологии, степени её востребованности обществом.
5. Социально-психологические факторы
Конституционное правосознание выступает как специфическое проявление общественного и, в частности, правового сознания; как социальный фактор, влияющий на реализацию конституционных норм. Именно в конституционном правосознании находят отражение ключевые идеи гражданского общества, суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина, федерализма, правового, демократического и социального государства.
Конституционное правосознание включает в себя знание конституционных норм, отношение к ним – признание объективной необходимости Конституции и приоритета её в правовой системе страны либо отрицание этого, а также поведенческую позицию (осуществление, игнорирование, нарушение). Осознание социальной ценности Конституции, принятие личностью конституционных предписаний в качестве норм собственного поведение – один из основных мотивов соблюдения её норм, существенный стимул и резерв совершенствования её реализации, укрепления законности и правопорядка.
В так называемый переходный период широкое распространение получил правовой, в частности, конституционный нигилизм, то есть недооценка, негативное и пренебрежительное отношение к праву, Конституции и другие законам, нормативному порядку.
Наибольшую опасность представляет игнорирование Конституции, прямые нарушения её норм и принципов, уклонение от ответственности. Стандартом конституционного поведение все чаще становится не сама норма, а степень допустимости отклонений от её требований. Преобладает избирательное отношение к Конституции: её соблюдают, когда это выгодно и легко обходят в случае коллизии интересов. Конституционная законность подменяется политической и иной целесообразностью, изыскиваются различного рода оправдания деликтного поведения, «скрытых» полномочий Президента, невозможности иными способами защищать демократические реформы и т.д.
Сохраняются предубеждения относительно прямого, непосредственного действия Конституции. В общественном мнении Конституция еще не стала гарантом основных прав и свобод граждан в той мере, чтобы обращаться к ней как к реальному средству их защиты. Отсутствие надлежащей правовой защищенности личности подрывает веру в Конституцию и способность государства обеспечить порядок в обществе; порождает разочарование в Конституции, усиливает отчуждение личности от государства. Метастазы конституционного нигилизма глубоко поразили не только граждан, но, что еще губительнее, многих высших должностных лиц, государственных чиновников разного ранга всех уровней власти.
Искоренение правового нигилизма, возрождение веры в действительную роль Конституции как гаранта прав и свобод каждого – один из основных выходов из сложившегося кризиса.