Требования законности.
1. Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства.
2. Верховенство закона. Закон – это акт высших органов государственной власти, выражающий интересы народа, гражданского общества. Нормативно-правовые акты должны приниматься в строго установленной форме.
3. Равенство всех перед законом. Равная обязанность соблюдать правовые предписания, все права должны быть одинаково защищены.
4. Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права.
5. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод органами государственной власти.
6. Надлежащее, правильное и эффективное применение права.
Принципы законности.
1. Единство законности – единообразное понимание и применение законов
на всей территории государства.
2. Всеобщность законности. Законность не может быть избирательной, ее
требования обращены ко всем субъектам права.
3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.
Вопрос № 2.
Правопорядок – основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Признаки правопорядка:
1. Правопорядок – есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
2. Правопорядок предусмотрен нормами права.
3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм.
4. Правопорядок обеспечивается государством.
Принципы правопорядка:
1. Определенность. Базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.
2. Системность правопорядок – это система отношений, которые основаны на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой государства.
3. Организованность правопорядка – возникает при организующей деятельности государственных органов.
4. Государственная гарантированность правопорядок - обеспечивается государством.
5. Устойчивость правопорядка – возникает на основе права и обеспечивается государством. Правопорядок стабилен и устойчив.
6. Единство правопорядка – основан на единых правовых принципах и является единым по всей стране.
Правопорядок и общественный порядок.
Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок обеспечивается силой общественного воздействия.
С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой стороны, состояние общественного порядка обуславливает состояние правопорядка.
Соотношение законности и правопорядка.
Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это – конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения исполнения правовых норм (законности).
Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, поскольку:
1) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности,
2) укрепление законности приводит к укреплению правопорядка,
3) содержание правопорядка зависит от содержания законности.
Законность в определенные периоды исторического развития наполняется конкретным содержанием.
Различие в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон (элементов):
1) предметной («носители» законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям),
2) субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц),
3) нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения).
Изменение этих сторон законности определяет объем ее содержания в конкретных исторических условиях.
Содержание законности в значительной степени зависит от состава ее субъектов, в условиях административно-командной системы появляются «мертвые зоны», не подвластные закону.
Гарантии законности – объективные и субъективные условия, а так же специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность.
идеологические
общественные средства выявленияправонарушений
специальные средства предупреждения юридические правонарушений средства меры пресечения меры защиты юридическая ответственностьСреди гарантий выделяются общие условия – условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Они создают макросреду реализации права, его функционирования.
Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
Специальные средства обеспечения законности подразделяются на:
1) юридически гарантированную совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению;
2) организационные гарантии – различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан (например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы и т.д.).
Лекция № 13. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем.
1. Типология правовых систем.
2. Романо-германская правовая семья.
3. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права».
4. Семья социалистического права.
5. Семья религиозно-традиционного права.
Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.). Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.
Заслуживает поддержки подход западных компаратистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций. Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная известным французским ученым Р. Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы».
В основе другой классификации лежит концепция «западного права», и тогда возникает дуализм: западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, традициях христианства, свободе предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного сохранить фундаментальные ценности, и социалистическое право как исключительно нестабильное, преходящее (доктрина «отмирания права при коммунизме»), определяемое социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями, в частности господством государственной собственности и планирования.
В структуре западного права выделяются романо-германская и англосаксонская системы. Эта идея выдвинута также Р. Давидом в 1950 г. в книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права». Впоследствии Р. Давид отошел от этой позиции и стал придерживаться концепции трихотомии. К. Цвейгертом и Г. Котцем в книге «Введение в правовое сравнение в частном праве», вышедшей в 1971 г., в основу классификации правовых систем положен критерий «правового стиля». «Правовой стиль» складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На этой основе различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое). А. Х. Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Исходя из группы критериев, включающих, во-первых, историю правовых систем, во-вторых, систему источников права, в-третьих, структуру правовой системы – ведущие институты и отрасли права, он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным в определении их способностей. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовые системы социалистических государств стран Азии и правовая система Республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного и единичного. Таким образом, существует ряд классификаций правовых систем прошлого и настоящего. С учетом общего, повторяющегося в рассмотренных классификациях, остановимся на характеристике основных правовых семей прошлого и современности.