Смекни!
smekni.com

Понятие правопреемства в Граждаском праве (стр. 6 из 7)

Если разделительный баланс не позволяет определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (п. 3 ст. 60 ГК).

Это положение нового Гражданского кодекса дало исчерпывающий ответ на вопрос о правопреемстве в правах и обязанностях при реорганизации юридического лица в форме разделения, когда вновь созданные юридические лица становятся правопреемниками частей имущественных прав и обязанностей бывшего юридического лица, а в разделительном акте (балансе) отсутствует указание, как распределяются между вновь созданными юридическими лицами обязанности бывшего юридического лица платить по его долгам.

Анализ Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать некоторые выводы относительно возможности правопреемства участников (членов) частных коммерческих организаций в связи со смертью либо реорганизацией юридических лиц.

В соответствии со ст. 78 ГК наследнику участника полного товарищества или товарищества на вере по общему правилу выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующая доле этого участника в складочном капитале. Это означает, что перехода имущества в связи со смертью участника товарищества не происходит. Доля умершего не выделяется из имущества товарищества, а лишь компенсируется его наследникам в денежной форме.

Одновременно ст. 78 ГК предусматривает возможность вступления наследника участника товарищества в состав участников товарищества - с единогласного согласия всех участников товарищества. Указание в законе на такую возможность для наследника умершего члена товарищества означает, на мой взгляд, что в данной ситуации можно вести речь о наследовании доли бывшего члена товарищества и всех его прав и обязанностей по учредительному договору членов товарищества.

Следует также учесть, что участником товарищества может быть лишь гражданин - предприниматель (п. 4 ст. 66 ГК). Действующее российское законодательство предусматривает специальную процедуру регистрации граждан - предпринимателей. Очевидно, что наряду с согласием участников товарищества обязательным условием для правопреемства является наличие у правопреемника статуса предпринимателя. Приведенные факты (смерть участника товарищества, обоюдное согласие его наследника, приобретшего статус предпринимателя, и остальных членов товарищества на вступление наследника в товарищество) составляют основание преемства в качестве участника товарищества. Одновременно правопреемство в гражданско-правовом отношении, связывающем участников товарищества на основе учредительного договора, влечет процессуальное правопреемство в качестве стороны в конкретном, возникшем до наступления смерти участника товарищества гражданском деле с его участием.

Представляется, что приведенные рассуждения в полной мере можно отнести к правопреемникам реорганизованных юридических лиц, являющихся участниками полных товариществ.

При этом особо следует отметить, что наследник умершего участника товарищества, равно как и правопреемник реорганизованного юридического лица - бывшего участника товарищества, несут ответственность по обязательствам правопредшественников в пределах перешедшего к ним имущества независимо от того, стали ли они участниками товарищества.

В нормах ГК, касающихся обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, вопрос о правопреемстве членов общества на первый взгляд решается иначе. В п. 6 ст. 93 ГК речь идет о возможности перехода к наследнику или правопреемнику юридического лица доли в уставном капитале общества. Переход доли, как следует из контекста статьи, означает одновременное замещение ими правопредшественников в составе обществ. Однако одновременно отмечается, что переход доли допускается лишь с согласия (единогласного, на мой взгляд) участников общества. Отказ в согласии на переход доли влечет обязанность общества выплатить стоимость доли или выдать в натуре имущество на соответствующую сумму в порядке и на условиях, предусмотренных законом и учредительным договором.

Переход доли, замещение правопредшественника в составе хозяйственного общества влекут и процессуальное правопреемство, хотя оно в отношении членов таких обществ весьма ограниченно - только по делам, в которых наряду с обществом по его долгам ответственность (обязанность исполнить неисполненное по договору) несут его участники, не полностью внесшие вклады, либо участники общества с дополнительной ответственностью - в кратком размере к стоимости их вкладов (ст. 82, 95 ГК).

ГК не содержит указаний насчет прав наследников и правопреемников - юридических лиц - участников акционерных обществ. На мой взгляд, учитывая, что акция в качестве ценной бумаги входит в наследственное имущество, равно как и в имущество, являющееся объектом правопреемства при реорганизации юридического лица, переход акций акционерных обществ открытого типа по праву преемства означает также (независимо от согласия либо несогласия акционеров) преемство и в иных правах и обязанностях акционера. Одновременно это означает процессуальное правопреемство, например, в качестве соответчика по обязательствам акционерного общества (п. 1 ст. 96 ГК). Моментом правопреемства наследника либо юридического лица - правопреемника является момент регистрации нового держателя акций в специальном реестре, который ведется в обществе. Основанием процессуального правопреемства является замещение акционера в обществе и определение суда о замещении соответчика его правопреемником.

Представляется, что вопрос о правопреемстве в обществе закрытого типа должен решаться иначе. Исходя из содержания п. 2 ст. 97 ГК, можно сделать вывод о том, что условием правопреемства в таком обществе является согласие его членов. В противном случае умерший акционер либо реорганизованное юридическое лицо - акционер исключаются из реестра, а наследнику либо правопреемнику реорганизованного юридического лица выплачивается стоимость акций и полагавшиеся правопредшественника дивиденды. Замещения акционера не происходит, нет и правопреемства в процессуальном смысле.

По общему правилу, содержащемуся в п. 4 ст. 111 ГК, наследники члена производственного кооператива становятся обладателями пая умершего члена кооператива и в соответствии с их желанием замещают его в составе кооператива. Это означает правопреемство наследника во всех правах и обязанностях предшественника, что, в свою очередь, является основанием процессуального правопреемства, в частности, в качестве соответчика по иску к кооперативу (п. 2 ст. 107 ГК).

Установленное правило не носит императивного характера - иное может быть предусмотрено уставом кооператива. Если по уставу для вступления в кооператив требуется согласие его членов, при отсутствии такового кооператив лишь выплачивает наследнику стоимость пая умершего члена кооператива.

Особо решен новым ГК вопрос о правопреемстве участников товариществ при реорганизации последних путем преобразования в хозяйственные общества и производственные кооперативы. В соответствии с п. 2 ст. 68 ГК каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества или членом производственного кооператива, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу (производственному кооперативу) от товарищества. Не освобождены от такой ответственности и бывшие товарищи, осуществившие отчуждение своих долей (акций). Все названные участники обществ и члены производственных кооперативов наряду с обществами и производственными кооперативами являются правопреемниками полных товариществ и себя самих в обязательствах товариществ, перешедших к обществам и производственным кооперативам. Такое преемство в материальных правах и обязанностях является основанием процессуального правопреемства тех же субъектов в качестве сторон в делах, возникших с участием правопредшественников до преобразования товариществ.
Сравнительный анализ первого и второго абзацев ст. 75 ГК, п. 2 ст. 68 ГК позволяет сделать вывод, что особенностью состава субъектов ответственности по долгам товариществ является их удвоение в случаях выбытия участника - товарища и вступления в него другого лица. Первый отвечает по долгам товарищества еще в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества, второй наравне с другими участниками товарищества отвечает по его долгам, в том числе возникшим до его вступления в товарищество. Это означает одновременно увеличение круга соответчиков в случае перенесения спора в суд.

Список использованных источников и литературы

1. Гражданский Кодекс РФ(ст. 129,ст. 382, ст. 391, п. 2 ст. 993, п. 1 ст.1093,ст. 1110, ст. 1112)

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 41,ст. 42, ст. 44, ст. 157)

3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ ( ч. 1 ст. 15,ст. 41, ст. 42, ст. 47, ст. 48, ст. 179)

4. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

5. Постановление Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"

6. Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

7. Бахмуткина К.Ю. Юридические лица как субъекты наследственного правопреемства // "Наследственное право", 2006, N 2

8. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. Т. 1..

9. Егоренкова К.Ю. О призвании к наследственному правопреемству юридических лиц // "Наследственное право", 2008, N 4

10. Крашенников Е.А. Заметки о конститутивном правопреемстве // Вещные права: система, содержание, приобретение: Сб. науч. тр. в честь проф. Б.Л. Хаскельберга / Под ред. Д.О. Тузова. Статут, 2008