§ 4.4. Изнасилование, с использованием условий общественного бедствия или в ходе массовых беспорядков.
Изнасилование с использованием условий общественного бедствия или в ходе массовых беспорядков п. «г» ч. 3 чт. 120 признается насильственное половое сношение в момент общественного бедствия (землетрясение, пожар, наводнение и др.) или в ходе массовых беспорядков ( погромы, поджоги, несанкционированные демонстрации с вооруженными столкновениями с органами правопорядка и др.). Использование условий общественного бедствия и массовых беспорядков, с одной стороны, облегчает реализацию преступного намерения виновного, а с другой стороны- создает у него уверенность в безнаказанности своих противоправных действий
Уголовное дело за изнасилование предусмотренное ч. 1 ст. 120 УК, или покушение на него в соответствии со ст. 33 УПК возбуждается не иначе, как по заявлению потерпевшей (уголовное дело частного обвинения), и подлежит прекращению за примирением с обвиняемым. Отсутствие такого заявления вследствие случайной гибели потерпевшей, ее безвестного отсутствия, утраты дееспособности и по другим причинам, исключает возможность возбуждения дела (за исключением ч.2 ст. 33 УПК) Осуществляемо в частно-публичном порядке уголовное преследование по ч.2 ст. 120 УК не может быть начато и производство по уголовному делу возбуждено при отсутствии жалобы потерпевшей, за исключение случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 34 УПК.
Глава 3. Отличие изнасилования от насильственных действий сексуального характера.
Ст. 121 УК охраняет не "нормальный уклад" половых отношений в традиционном советском его понимании. Данная норма, исходя из буквы действующего УК, ставит под охрану те же общественные отношения и интересы, которые охраняются нормой об ответственности за изнасилование. Однако если в изнасиловании речь идет только о половой свободе и неприкосновенности женщины, то при совершении насильственных действий сексуального характера нужно говорить о причинении вреда половой свободе и половой неприкосновенности любого человека. При этом критерии и границы допустимости собственной половой свободы, несомненно, должны определяться потерпевшим лицом - оно и только оно должно определять, страдает ли в результате совершенного с ним деяния его половая свобода.
Действующее законодательство не дает оснований для утверждений о том, что непосредственным объектом любых насильственных действий сексуального характера, как и изнасилования, являются всегда одновременно и половая свобода, и половая неприкосновенность.
Половая свобода - это право взрослого человека, т.е. совершеннолетнего или, во всяком случае, достигшего 16-летнего возраста, самостоятельно решать вопросы, связанные с выбором сексуального партнера и формы удовлетворения своих интимных потребностей.
Для указанной категории лиц половая неприкосновенность означает основанный на законе запрет вступать в сексуальную связь с ними помимо или вопреки их воле и желанию.
Для младших несовершеннолетних (лиц в возрасте от 14 до 16 лет) и малолетних (лиц, не достигших 14 лет) половая неприкосновенность - это полный законодательный запрет полового сношения или какого-либо сексуального контакта с ними, даже несмотря на согласие с их стороны.
Таким образом, половая неприкосновенность представляет собой элемент (часть) и гарантию половой свободы личности. Поэтому посягательство на половую неприкосновенность человека автоматически влечет нарушение его половой свободы.
Следует отметить, что рассматриваемое преступление наряду с основным зачастую может иметь дополнительный либо факультативный объект посягательства: жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство личности, нормальное физическое и нравственное развитие детей и подростков.
В УК установлен жесткий запрет на совершение любых ненасильственных сексуальных действий в отношении малолетнего лица, т.е. уголовно-правовой охране подлежит только его половая неприкосновенность (п."в" ч.3 ст.121 УК). Из сказанного следует, что половая неприкосновенность не является уголовно охраняемым благом для лиц, достигших 14-летнего возраста. И, следовательно, основным непосредственным объектом основного состава совершения насильственных действий сексуального характера (ч.1 ст.121 УК) является только половая свобода личности.
Здоровье потерпевшего или иных лиц является дополнительным объектом насильственных действий сексуального характера, так же как и в изнасиловании.
Так как потерпевшим от насильственных действий сексуального характера может быть лицо любого пола, то отличие насильственных действий сексуального характера от изнасилования изначально происходит по такой составной части объекта, как потерпевший. Исходя из этого, можно утверждать, что с позиции объекта преступления насильственные действия сексуального характера в отечественном законодательстве являются общей нормой по отношению к изнасилованию, которая в свою очередь является специальной по отношению к исследуемому составу.
В соответствии с диспозицией ч.1 ст.121 УК объективную сторону насильственных действий сексуального характера составляют мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей). Не вызывает сомнений то, что объективная сторона рассматриваемого состава носит сложный характер, выражаясь в наличии минимум двух последовательных действий виновного: применения насилия (физического или психического) к потерпевшему (потерпевшей) или иным лицам либо использования беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей); совершения собственно действия сексуального характера.
Таким образом, насильственные действия сексуального характера, с точки зрения конструкции объективной стороны, являются сложным (составным) преступлением.
Состав рассматриваемого преступления носит исключительно формальный характер с точки зрения конструкции объективной стороны.
С объективной стороны изнасилование — это половое сношение мужчины с женщиной в естественной форме с применением физического или психического насилия (угрозы) к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (т.е. насильственный гетеросексуальный половой акт). Любые другие насильственные способы удовлетворения половой страсти мужчиной и женщиной (мужеложство, лесбиянство и так называемые «иные действия сексуального характера») влекут ответственность по ст. 121 УК.
Субъектом изнасилования является лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста; женщина, оказывающая помощь виновному в совершении насильственного полового акта с потерпевшей (путем насилия или угрозы его применения), признается соисполнителем изнасилования. Ее действия квалифицируются по соответствующей части ст. 121 УК без ссылки на ст. 28 Кодекса. Субъектом насильственных действий сексуального характера может быть достигшее 14-летнего возраста лицо женского или мужского пола.
В ч.1 ст.121 УК содержатся три формы деяния, которыми может быть совершено данное преступление: мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера.
Мужеложство является лишь одним из видов мужского гомосексуализма, который включает в себя еще несколько разновидностей.
Мужеложство —это половое сношение мужчины с мужчиной.
Лесбиянство является вторым проявлением гомосексуальных действий, имеющим уголовно-правовое значение при насильственном характере их совершения, и выражается в любом виде сексуальных действий женщины с женщиной.
Лесбиянство (женский гомосексуализм или сафизм, трибалия) охватывает разнообразные действия женщины в отношении женщины, направленные на удовлетворение половой страсти.
Исследования лесбиянства как уголовно-правового явления до настоящего момента в науке не проводилось. Как уже отмечалось, мужской гомосексуализм знает и другие проявления, кроме мужеложства. Поэтому при насильственных действиях сексуального характера, происходящих между мужчинами и не являющихся мужеложством, такое деяние может попасть под определение "иные действия сексуального характера". При насильственных действиях сексуального характера между женщинами - это всегда насильственное лесбиянство.
В науке господствует мнение, согласно которому ст.121 УК предусматривает ответственность за практически все насильственные сексуальные действия, не подпадающие под признаки изнасилования. Мало того, что их вряд ли можно перечислить как таковые, так вполне серьезно предлагается к их числу относить не только известные и описанные в медицинской литературе половые перверсии, но и экзотичные для отечественного правоприменителя проявления насильственной сексуальной активности.
В некоторых криминологических работах предлагается считать любое преступление, совершенное на сексуальной почве, относимым к сексуальным насильственным преступлениям. И если в криминологии это может быть оправданным, то в уголовном праве вряд ли.
Действительно, если кто-либо испытывает сексуальное удовольствие, причиняемое истязанием либо нанесением телесного вреда, при этом не совершая сексуальных манипуляций в собственном смысле этого слова, то, если следовать такому подходу, содеянное надлежит квалифицировать именно по ст.121 УК, а не по статьям о преступлениях против жизни и здоровья личности.
Квалифицированные и особо квалифицированные составы насильственных действий сексуального характера аналогичны соответствующим составам изнасилования, рассмотренным ранее.
Заключение
Итак, поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами: