Возникает вопрос, что понимается под «правовой системой Российской Федерации»?Федеральное законодательство не раскрывает содержания данного понятия.В теории права термин «правовая система» означает:1) систему права с точки зрения ее организационного строения (совокупность принципов права, отраслей, подотраслей, институтов и норм);2) совокупность правовых норм какого-либо государства (национальные правовые системы) или международное право;3) социально-правовой феномен, состоящий из различных элементов, в числе которых называют: правовые нормы; результат их реализации (правоотношения); правовые учреждения и др.Большое внимание проблематике правовой системы РФ уделяется и в науке.По мнению Г.В. Игнатенко, понятие «правовая система» отличается от понятия «право», будучи более емкой, более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм, правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок И.И. Лукашук, не рассматривая вопроса о правовой системе России специально, приходит к выводу, что ч. 4 ст. 15 Конституции «воспроизводит правило, известное другим государствам: международное право — часть права страны. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц» С.Ю. Марочкин включает в правовую систему «правовые нормы, действующие в стране (право РФ, а также нормы международного права и иностранного права с санкции государства); правовую деятельность (деятельность всех органов, учреждений и иных субъектов по созданию и/или реализации действующих в стране правовых норм) и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины (правосознание в широком смысле)»Каково действительное содержание положений ч. 4 ст. 15 Конституции о правовой системе РФ?1. О соотношении понятий «правовая система РФ» и «право РФ».Предположим, мы признаем тождественность содержания указанных терминов. В этом случае положение ч. 4 ст. 15 Конституции рф означает, что международные нормы и прежде всего международные договоры РФ необходимо рассматривать как часть внутреннего права России. На первый взгляд, такое понимание конституционной нормы не вызывает возражений.
Однако международное право — это самостоятельная система права, не совпадающая с правом какого-либо государства. Самостоятельными системами права являются также системы права всех государств. Международное и российское и право отличаются друг от друга по кругу субъектов, по источникам, по способу образования правовых норм, способу обеспечения их исполнения и другим характеристикам. Следует также учитывать и тот факт, что формы права одной правовой системы не могут быть одновременно и формами права другой системы1.
Очевидно, что понятия «правовая система РФ» и «право РФ» отождествлять нельзя.2. О включении в правовую систему, помимо правовых норм, правосознания, правоотношений, правоприменительного процесса и т.д.На мой взгляд, термин «система» предполагает объединение в едином феномене однопорядковых явлений. Применительно к термину «правовая система» речь должна идти об однотипных составляющих — норм объективного права, действующих в конкретном государстве. Таким образом, более правильно понимать «правовую систему РФ» как совокупность применяемых в РФ правовых норм. В этом случае отпадают какие-либо сомнения в точном толковании конституционной нормы.Формулировку ч. 4 ст. 15 Конституции необходимо также рассматривать как общую санкцию нашего государства на включение норм международного права в систему действующих в России норм, на непосредственное применение международного права в сфере реализации российского законодательства. Однако прямое применение в России международных норм вовсе не означает их включения в состав норм российского права: нормы международного права не «трансформируются» в право РФ, а действуют «самостоятельно».
Необходимо учитывать и тот факт, что в России могут применяться (и применяются) не только международно-правовые нормы, но и нормы права иностранных государств (см., например, п. 5 ст. 11 Ар-батражного процессуального кодекса РФ 1995 г.: «Арбитражный суд в соответствии с законом или международным договором Российской Федерации применяет нормы права других государств»). Поэтому частью правовой системы РФ будут и те нормы иностранного права, действие которых во внутренних отношениях допускается нашим государством.
Подытоживая сказанное, можно дать следующее определение правовой системы РФ. Она представляет собой совокупность применяемых в нашей стране правовых норм (норм права РФ, международного и иностранного права). Несомненно, что ныне государства как основные действующие лиц международном сообществе, утверждая концепцию примата междуц'родного права, отнюдь не стремятся подчинить внутригосударственну сферу международному праву, с тем чтобы вернуться к теории междуи родно-правового монизма , а заявляют о принципиально новой роли цл» ждународного права в условиях взаимозависимого, во многом целостного мира в процессе регулирования межгосударственных отношений, ядро», которых сегодня, несмотря ни на что, являются преимущественно воен но-политические и экономические аспекты на основе признания обще. человеческих ценностей. Главной функцией международного права, on. ределяющей его сегодняшнее предназначение, выступает решение проблемы безопасности человечества и устранение угрозы ядерной или обычных войн. Рассматриваемая концепция означает незыблемость принципа соблюдения международных обязательств, преимущественное значение норм международного права как гарантии мира, стабильности развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества. Следование этому принципу не означает признания слияния в единое целое международного и национального права.
ВОПРОС11 Толкование норм МП: Это уяснение смысла нормы. Бывает офиц. и неофиц., субъектами толкования являются участники договора( осн.уч-ки, к-е участвовали в переговорах о заключении договора). Согласно В.Конвенции о межд.договорах 1969 г. и В.Конвеции о договорах между г-ми и межд.органами или межд.организациями 1986 г., договор должен толковаться добросовестно, в соотв. с обычным значением, к-е следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете целей и объекта договора.
ВОПРОС12 Межд.правосубъектность г-в:
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти иуправления, обладают территорией, населением и, самоеглавное, суверенитетом.Суверенитет — это юридическое выражение самостоятельностигосударства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспектыМеждународно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государстваВнутренний аспект суверенитета предполагает территориальноеверховенство и политическую независимость государственной властивнутри страны и за рубежом.Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое го-
4* сударство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).
Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.
ВОПРОС13 Институт признания в МП: Признание в межд.практике представляет собой правило сложившееся в качестве обычая, к-м г-во руководствуется при установлении отн. с вновь возникающими субъектами МП. В большинстве случаев признание выражается в том, что г-во или группа г-в напрвляют главе г-ва или правительству, возникшего г-ва, спец.дипломат.док-т, содержащий заявление о желании установить с ними(ними) и их народом нормальных отношений, основанных на принципах МП. Этот док-т сопровождается предложением на взаимной основе учредить дипломат.представительства. Признание может быть фактич. или юридич. Де-факто: имеем место в таких случаях, когда у признающего г-ва нет уверенности в прочности признаваемого нового образования, либо когда последнее само считает себя временным. Эта форма допускает признаваемого актора к участию в дипломат.конвенции в многосторонних договорах и межд.организациях, и как правило не сопровождается заключением дипломатич.отношений. Де-юро: офиц., выражается в офиц.актах; принятии межд.норм межд.госуд.организ-ми. Кроме этих 2-х форм признания практикуется признания ADHOK- временное, разовое, используемое для осуществления какого-либо конкретного, отдельно взятого мероприятия. Отдельным видом является признание правительств. Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи.В современных условиях наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских движений получить статус органов сопротивления и соответственно права и преимущества, вытекающие из этого.