УМЕНЬШЕННАЯ ВМЕНЯЕМОСТЬ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
I. Исторический обзор понятия уменьшенной вменяемости. Впервые об УВ говорится в кодексах германских гос-в: Брауншвейгский 1840, Саксен-Альтенбургский 1841, Гессенский 1841, Баденский 1845 и др. В числе обусловливающих УВ факторов считались слабоумие, недостаточное развитие, старческая дряхлость, опьянение, полное отсутствие воспитания, крайне неблагоприятиная и развращающая обстановка в детстве. Последствия - смягчение наказания.
Русскому уг. законодат-ву термину УВ известен не был, но в п.4 ст. 146 Уложения о наказаниях уг. и испр. свода законов в числе обст-в, “уменьшающих вину”, было указано: “если преступление учиненео им (виновным) по легкомыслию или же слабоумию, глупости и крайнему невежеству, которым воспользовались другие для вовлечения его в преступление”.
Впоследствии УВ получила закрепление в Шведском УК 1864, Датском 1886 и Финляндском 1889. Последствия признания УВ - смягчение наказания.
Впервые термин был произнесен Калем на Инсбрукском съезде юристов в 1904 г. В его редакции суть термина сводилась к формуле “УВ - у. вина - у. отв-ть”.
1. Позиция сторонников классич. школы права. Представители - А.Фейербах, И.Бентам. Неразрывно связывали В и вину, считая, что, кто несет на себе меньше субъективной вины, тот должен нести и меньшее наказание. Эту связь они усматривали на основе идеи о том, что психически неполноценное лицо обладает меньшей злой волей, и, следоват-но, вина его меньше и он должен нести меньшее наказание. Они считали, что источник преступления - злая воля, выступающая как самостоят. духовное начало. При совершении деяния лицо, проявляя злую волю в результате болезни, оказывается менее свободным. Что касается невменяемых, то их злая воля не есть проявление свободной воли, поэтому они вообще не несут отв-ти.
2. Позиция русских юристов. Они против. Из-за этого УВ не была включена в проект Уложения 1903, и там отразилась только невмен-ть, но зато и с мед, и с юр. критерием.
a) Таганцев: “представляется не только излишним, ввиду общего права суда признавать подсудимого заслуживающим снисхождения, но и нежелательным, по своей неопределенности и односторонности. С одной стороны, глупость, опьянение, душевная неуравновешнность и т.д. имеют так много степеней и оттенков, что самые пределы УВ представляются слишком слабо очерченными, а с другой стороны, далеко не всегда в подобных состояниях можно приискать основания для уменьшения наказания. Нравственное притупление, психич. неуравновешенность, психич. вырождение могут проявляться в таких кровавых злодеятния, что даже самые крайние сторонники антрополого-психиатрич. воззрений на преступность не решаются рекомендовать в таких случах снисходительности, а прделают к ним более или менее крутые меры охраны”.
b) Кистяковский: “нет среднего состояния вмен. и невмен., так как УВ есть все же вмен-ть”.
c) Сербский: ссылался на невозможность совмещения наказания и лечения, на отсутствие какой-либо правильной мерки для определения критерия ум. вмен., которую стали бы применять и к тем случаям, где резко нарушениа способность понимания и руководства своими поступками.
d) Познышев: “если отказать от идеи возмездия в отношении субъектов с ослабленной психикой, то с точки зрения предупреждения преступлений вряд ли можно найти основание для безусловного смягчения или уменьшения им наказания”.
3. Позиция сторонников социологич. школы права. Представители - Лист, Тард, Принс, Ван-Гамель и др. В 1889 организовали Международный союз криминалистов, который существовал до 1914 и провел 12 съездов. Особое внимание - на причины преступности, “опасное состояние” преступника и меры безопасности. Все преступники делятся на: а) случайных, совершающие преступление под воздействием внешних условий, и б) хронические (привычные), совершающие преступления в силу внутренних свойств, как правило, психич. аномалий.Прямая зависимость преступности от псих. аномалий предпопределили особое понимание ум. вмен. Сначала - компромисс с классич. школой: ум. вмен. = ум. вина (см. Итальянское уложение 1889, где при ум. вмен. лицо подвергалось ум. наказанию, при этом лишение свободы могло заменяться на пребывание в особом убежище до тех пор, пока это решение не будет отменено). Все лица, совершившие преступление в состоянии ум. вмен., делятся на “опасных” и “менее опасных”. Для опасных Лист предлагал не только особый тюремных режим, но и меры безопасности еще до совершенеия преступления. На Брюссельском (1910) и Копенгагенском (1913) съездах Межд. союза вопрос об ум. вмен. был тесно увязан с проблемой “опасного состояния”. Для опасных преступников предлагалась идея неопределенных приговоров и тезис о необходиости продления срока после отбытия наказания. Им возражали Познышев и Фойницкий.
4. Антропологическая школа. Представители - Ломброзо, Ферри, Гарофалло. Преступность - патологическое явление биологического хар-ра, постоянная ступтица человеч-ва, преступление - рез-т болезни, нравственного помешательства, выражение атавизма. Поэтому Ферри признавал “физическую” вмен-ть, выражающуюся в самом деянии преступника, которое он совершил. Следовательно, все, вкл. душевнобольных, должны нести соц. отв-ть. Гарофалло предлагал профилактическую смертную казнь прирожденных преступников и душевнобольных, определяемых судом по биосоциальной классификации.
5. УВ в XX веке
a) Статьи об УВ в УК различных стран
Наиболее полно - в УК Швейцарии 1937. Ст.11 - ум. вмен. считается установленной, если вследствие расстрйостваа душевной деят-ти или сознания или вследствие недостаточного умственного развития преступник в момент совершения деяния не обладал полной способностью оценивать противоправность своего поведения и руквоодствоваться этой оценкой. Суд по усмотрению может смягчить наказание. Ст. 12 - положения об ум. вмен. и невменяемости не применяются, если сам обвиняемый вызвал тяжкое изменение или расстройство сознания с намерением совершить преступление. По ст. 14 и 16 судья по заключению экспертов, которые по ст. 13 высказываются, представляет ли он угрозу для обществ. безопасности, принять решение об интернировании лица в больницу или, если это иностранец, запрещении проживания в Швейцарии.
Подобные нормы есть в кодексах ФРГ 1975 и Дании 1939, где предусматривается смягчение наказания или особая тюрьма для психопатов.
Аналогичные положения имеются в кодексах Дем. Германии, Венгрии, Польши, б. ЧССР и б. СФРЮ. В Германии при психической болезни или ненормальном развитии личности лицу смягчается наказание и/или оно помещается в психбольницу. Это положение не распространяется на состояние опьянения. В Вентрии и ЧССР наказание смягчается неограниченно. И опять же особо оговорены случае алкогольного или одурманенного состояния.
b) Отражение концепции УВ в уголовном праве нашей страны (Основы 1991 г., проект УК):
Было отражено в УК 1922 (ст. 18а и 18б) и 1926 (ст. 50) гг.
Проблема была поднята на встрече юристов и суд. психиаторов во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности в 1965 г. Там обсуждался вопрос юридической оценки психич. аномалий, не исключающих вмен. субъекта. Ряд юристов высказался за (Злобин, Кербиков, Петрухин, Михайловская). Другие против (Алексеева, Морозов, Лунц, Карпец), но обратили внимание на необходимость их учета при назначении наказания и индивидуалиации уг. отв-ти.
ст. 15 Основ УЗ 1991 г. “Лицо, которое во время совершения общ. опасного деяния находилось в состоянии ограниченной вменяемости, т.е. не могло в полной мере осознавать значение своих действий или руководить ими вследвтвие болезненного психического расстройства, подлежит уголовной отв-ти.
Состояние огранич. вм-ти может учитывать при назначении наказания и служить основание для применения принудительных мер медицинского хар-ра.” Статья 22 Проекта УК практически полностью совпадает.
II. Соотношение ум. вмен. и уменьшенной вины.
1. На ранних этапах: (Лунц) “Свобода воли человека, в том числе его злая воля, являющаяся, по мнению представителей классической школы угол. права, источником преступлений, понимается идеалистически, как особое духовное начало, не подчиняющееся принципу причинности. Болезнь ограничивает свободное волеизъявление, делает ч-ка менее свободным. Явно психич. больной невменяем, потому что с точки зрения индетерминизма, он вообще не свободен, его поступки определяются болезнью. В этом случае его поведение становится не свободным, но зато причинно обусловленным, вследствие чего он и является невменяемым. Постулируя ограничение этой идеалистически понимаемой свободы воли псич. болезнью, сторонники таких взглядов приходят к выводу о существовании уменьшенной свободы, а следовательно, ум. вины как ограниченной свободы волеопределения”.
Причина смешивания ум. вмен. и ум. вины: (Филановский) “степень вины - это мера осознания общ. опасности деяния, предвидения и желания общество. опасных последствий или возможности их предвидения”.
2. На самом же деле степень вины определяется эл-тами субъективной стороны состава преступления и зависит только от формы вины и от вида умысла и неосторожности. Формы вины не зависят от вменяемости, ибо невозможно представить себе частичный умысел или ограниченную неосторожность. При ум. вмен. обст-вом, смягчающим отв-ть является не степень вины, а неполнота способности к осознанию фактической стороны и общ. опасности деяния.
III.Соотношение ум. вмен., ответст-ти и наказания.
1. Признание УВ повлечет снижение наказания злостным преступникам, которые заслуживают строгих мер охраны
Однако суд может и должен исходить из общих начал назначения наказания, учитывать степень и хар-р обществ. опасности совершенного преступления в состоянии ум. вмен., личность виновного и смягчающие и отягчающие отв-ть обств-ва дела. Одновременно будет гарантировано, что психическая аномалия, достаточная для признания ум. вмен., не может признаваться отягчающим отв-ть обст-вом. Болезнь не может ухудшить положение совершившего преступление лица. Итак, ум. вмен. может смягчить отв-ть, но суд вправе не принять ее к рассмотрению.