Смекни!
smekni.com

Легаты и фидеокимиссы (стр. 2 из 3)

Ко второму разряду относились наследники по старому цивильному праву, т.е. при отсутствии лиц, принадлежащих к первому разряду.

Третий разряд охватывал кровных родственников наследодателя вплоть до шестой степени родства (из седьмой только дети троюродных братьев и сестер). Боковые когнаты наследуют без ограничения прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследуют после матери так же, как и мать после детей.

В четвертый разряд входил переживший супруг (муж после жены или жена после мужа) – при отсутствии родственников первых трех разрядов.

Наследование по закону могло наступить не только в том случае, если умерший не оставил завещания, но и в некоторых других случаях: если наследник, назначенный в завещании, умер раньше завещателя и если наследник отказался от принятия наследства.

Таким образом, преторская система наследования, отдавая предпочтение агнатическому родству, впервые признавала, однако, основанием наследования также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из последовательного призвания к наследованию одних степеней и разрядов наследников за другими.

Основной принцип наследования по преторскому эдикту.

Третий этап развития права наследования продолжал тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Все эти наслоения на старые постановления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запутывали его.

Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана (четвертый этап) в 543-548гг. - реформа наследования по закону и 542г.- так называемое необходимое наследование. Новеллой 118 (543г.) и несколько изменившей ее новеллой 127 (548г.).

Юстиниан своими новеллами упростил систему наследования по закону. К наследству стали привлекаться исключительно когнаты, причем без различия пола. В этот период различались (Рис.6):

1) все нисходящие наследники (сыновья, дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей и т. д.), при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою;

2) восходящие родственники наследодателя (отец, мать, дед, бабка и т. д.), полнородные родные братья, сестры, дети умерших полнородных братьев и сестер. Наследники этого разряда делят наследство поровну, однако, дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то одна половина идет восходящим с отцовской стороны, другая — восходящим с материнской стороны;

3) неполнородные братья и сестры, т. е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных отцов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, которая причиталась бы их родителю;

4) все остальные боковые родственники наследодателя, причем независимо от степени их родства умершему. Наследство делится между наследниками в равных долях.

Часто в учебниках ошибочно указывается, что существовала и пятая очередь наследников - переживший супруг. Однако в «Новеллах», которыми было урегулировано наследование при Юстиниане, ничего о наследовании супругов не упоминается. Поэтому можно лишь допустить, что сохранялось правило преторского эдикта, о котором было сказано выше. Это означало, что муж после жены или жена после мужа могут наследовать только тогда, когда вообще нет родственников, даже самых отдаленных. Но бедная вдова, у которой не было ничего, в том числе приданного, могла получить наравне со всеми наследниками не более одной четвертой части наследства, и, во всяком случае, не более 100 фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте.

Основной принцип наследования по законодательству Юстиниана.

Наследование по закону.

Термин «наследование по закону» следует воспринимать не в буквальном , а в понятийном смысле. Наследование по закону происходило всякий раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело определялось порядком, закрепленным в нормах действующего права. Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое.

Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи. Исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно.

Когнатическое родство в интересах наследования устанавливалось в силу кровной семейной связи с наследодателем наследниками (cognati). Считались все непосредственные родственники без различия пола с соблюдением последовательности степеней и порядка рождения.

Найболее подробно наследование по закону, деление наследственной массы по степеням и линиям будет рассмотрено далее.

Наследование по завещанию.

Завещание являлось личным, формальным, торжественным волеизъявлением наследодателя о том, кому достанется и как распределиться его имущество в случае смерти. Это был односторонний акт наследодателя. Чтобы этот акт приобрел юридическую силу , он нуждался в определенном оформлении. Цивильное право допускало три способа составления завещаний:

- провозглашение завещателей своей предсмертной воли в куриатных колициях

- завещание воина, объявлявшееся в строю перед военным сражением

- завещание в виде манципации9 посредством меди и весов)

Древнейшая форма завещания состояла в том, что наследодатель, явившись в куриатное собрание, специально для этой цели созываемое два раза в год, устно и публично называл то лицо, которое хотел видеть своим наследником. Народное собрание могло одобрить решение наследодателя, но могло и не согласиться с ним. Следовательно, народное собрание не оставалось пассивным свидетелем. Его вмешательство являлось весьма внушительным. Председательствовал в собрании верховный понтифик. К этой форме завещания прибегали, скорее всего, тогда, когда хотели обойти порядок наследования, установленный законом. В частности при наличии подвластных. В дальнейшем обращение к народному собранию и утверждение на нем воли завещателя стало простой обрядностью.

Другой ранней формой завещания, порожденной военным бытом римского общества было завещание перед строем войска (inprocinctu). Неудобство перечисленных форм завещания, пусть даже простых, состояло в том, что народное собрание нельзя было созывать всякий раз, когда возникла потребность сделать завещание. Способ же inprocinctu был недоступен для лиц пожилых, уже не служивших в войске. По этой причине стали прибегать к третьей более гибкой , хотя и более сложной форме завещания. Акт назначения наследника стали совершать в семейном кругу, с применением обряда манципации. По словам Гая, кто не сделал своего завещания ни в колициях, ни перед строем, а между тем чувствовал приближение смерти, тот манципировал свою фамилию, т.е. имущество какому-нибудь своему другу и просил его сделать выдачи разным лицам после своей смерти. Это и было завещание «посредством меди и весов». Завещатель в присутствии пяти свидетелей (обязательно полноправных римских граждан) и весодержателя передавал свое имущество доверенному лицу, которое произносило формулу: «Я утверждаю, что твое имущество находится по твоему приказанию под моей охраной, и оно пусть будет мною куплено за эту медь в соответствии с твоим правом, завещать имущество в соответствии законно»

Вместе с этими словами доверенное лицо, ударив кусочком меди по чашке весов, передавало ее в качестве мнимой цены завещателю. Только такая торжественная форма создавала завещанию непререкаемость, бесспорность. Доверенное лицо- назовем его душеприказчиком- было обязано выполнить волю завещателя. Завещатель обращался к свидетелям с той же просьбой. В период империи появляется новая форма публичного завещания: занесение распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата, передача в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение. Наследник должен быть назначен лично завещателем, а не кем-нибудь другим, причем ясно и точно - это должно быть определенное лицо. Юридическое лицо не могло быть указано в качестве наследника.

В дальнейшем устное завещание было заменено обязательной письменной формой с приложением печатей завещателя и свидетелей (начиная с эпохи принципата, их должно быть не менее семи). Начиная с V века н.э. завещание должно быть обязательно подписано завещателем и всеми свидетелями. До этого завещание удостоверялось не подписью , а печатью завещателя и свидетелей. Завещание могло быть составлено при участии государственного органа путем занесения распоряжения завещателя в протокол суда и муниципального магистрата.