Смекни!
smekni.com

Задачи уголовного процесса и доказательственное право (стр. 3 из 15)

Применительно к каждому источнику получения «фактических данных» закон устанавливает порядок их собирания (допрос, осмотр, обыск и др.).

Источник фактических данных и порядок (форма) их соби­рания (допросы, осмотр, экспертиза и др.) и закрепления в установленных процессуальных документах служат основанием для выделения видов доказательств. Такими являются: показания свидетеля, показания потерпевшего, показания подозреваемого, показания обвиняемого, заключение эксперта, акты ревизий и документальных проверок, вещественные доказательства, прото­колы следственных и судебных действий и иные документы (ч. 2 ст. 69 УПК).

Изложенное свидетельствует о том, что доказательство по уголовному делу выступает в единстве своего содержания («фактические данные») и процессуальной формы получения фактических данных, а в целом доказательство характеризуется такими свойствами, как относимость и допустимость. Доказа­тельством по уголовному делу являются относящиеся к делу фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых устанавливают наличие или отсут­ствие события преступления, виновности лица и иные обстоя­тельства, имеющие значение по делу.

Важность указанных в законе свойств доказательства обуслов­лена конституционным правилом доказательственной деятельнос­ти, состоящим в том, что «при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с наруше­нием федерального закона» (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ). «Дока­зательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоя­тельств, перечисленных в ст. 68 настоящего кодекса» (ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР). Таким образом, совокупность правил УПК, за­крепленных в первую очередь в ст. 68, 69, 70 Кодекса, а также иные правила УПК содержат дозволения и запреты, которыми следует руководствоваться при собирании доказательств, их про­верке, решении вопроса о их допустимости или недопустимости, оценке достоверности и достаточности доказательств для принятия того или иного решения.

Рассмотрим каждое из указанных свойств доказательства.

Соответствуют ли собранные или представленные данные этим свойствам, решают следователь, прокурор, суд в результате их проверки и оценки с точки зрения требований закона.


Относимость доказательств. Пределы доказывания

Для установления фактических обстоятельств совершения пре­ступления, следовательно, суду приходится исследовать разного рода обстоятельства, предшествовавшие, сопутствовавшие или следовавшие за преступлением. Сами по себе эти обстоятельства не имеют юридического значения с точки зрения норм уголовного права, но они являются средством установления тех обстоятельств, которые входят в предмет доказывания по делу. Эти обстоятель­ства называют «доказательственные факты». Например, для уста­новления лица, виновного в совершении убийства, по конкретному делу необходимо было установить, где было изготовлено оружие, найденное на месте происшествия. В другом деле по номеру завода-изготовителя, найденному на месте взрыва автомашины, следователь узнал, когда была выпущена машина и куда направ­лена для продажи. Это дало ему возможность выйти на пункт продажи автомобиля и установить лицо, пользовавшееся этой машиной в день взрыва.

Таким образом, заранее установить круг обстоятельств, кото­рые могут иметь значение для установления обстоятельств, входя­щих в предмет доказывания по конкретному делу, невозможно. Круг этих обстоятельств в первую очередь определяет и устанав­ливает следователь, разрабатывая и проверяя версии происшед­шего события. Они могут быть установлены и по ходатайству участников процесса (ст. 131, 276 УПК).

Имеющими значение для дела являются и обстоятельства, выяснение которых необходимо для проверки и оценки собранных доказательств (например, установление неприязненных отноше­ний между обвиняемым и свидетелями может иметь значение при оценке показаний свидетеля, установление дефектов слуха у по­терпевшего может поставить под сомнение достоверность его показаний). Очевидно, что разнообразие относящихся к делу обстоятельств влечет за собой и разнообразие тех фактических данных, которые признаются относящимися к делу.

Вопрос о том, относится ли то или иное обстоятельств к делу или, иначе говоря, может ли оно способствовать установлению имеющих значение для решения дела обстоятельств, определяют следователь, суд, руководствуясь правилами, указанными в законе (например, ст. 20, 68, 69, 131, 176, 205, 314 УПК). Для установ­ления каждого из обстоятельств по делу требуется совокупность доказательств. Очевидно, что в законе невозможно предопреде­лить ни количество этих доказательств (например, сколько свиде­телей из числа очевидцев происшествия должны быть допроше­ны), ни их виды (кроме случаев, указанных в ст. 79 УПК). Все это зависит от конкретных обстоятельств дела и определяется лицами, ведущими производство по нему. Они сами по внутрен­нему убеждению решают, достаточно ли собрано доказательств для установления тех или иных обстоятельств, или всех обстоя­тельств, составляющих предмет доказывания по делу, т.е. опреде­ляют пределы доказывания.

Для определения того, являются ли собранные доказательства достаточными для действия или решения, следует исходить также из того, что на разных этапах производства по делу закон преду­сматривает разный уровень доказанности обстоятельств, лежащих в основе этих действий, решений, а следовательно, различна и та совокупность доказательств, которая в этом случае достаточна.

Одни решения принимаются тогда, когда имеется основание полагать наличие определенных обстоятельств или возможность их наступления, другие - тогда, когда обстоятельства дела, виновность лица доказаны с несомненностью. (Сравните, напри­мер, основания и достаточные доказательства для задержания подозреваемого, привлечения лица в качестве обвиняемого, окон­чания следствия и направления дела в суд с обвинительным заключением, условие постановления обвинительного приговора.) Достаточность доказательств, т.е., иначе говоря, пределы собира­ния и проверки доказательств определяет сам следователь, проку­рор, суд.

Суд не связан кругом доказательств, собранных в ходе пред­варительного расследования дела и представленных обвинителем. Он может по ходатайству обвиняемого, защитника или других участников судебного разбирательства исследовать новые обстоя­тельства и доказательства и, тем самым, расширить пределы доказывания по сравнению с предварительным расследованием.

Допустимость* доказательств. Основания признания доказательства недопустимым

В правилах доказывания особое место занимают правила допусти­мости доказательства. Эти правила должны обеспечить достовер­ность средств доказывания и тем самым создать надежный фун­дамент для признания доказанными или недоказанными опреде­ленных обстоятельств.

______________________

Ожегов С,И. Словарь русского языка. М., 1975. С. 101.

Закон устанавливает следующие условия признания доказа­тельства допустимый:

1) доказательство должно быть получено надлежащим субъек­том, правомочным по данному делу проводить то процессуальное действие, в ходе которого получено доказательство;

2) фактические данные должны быть получены только из источников, перечисленных в ч. 2 ст. 69 УПК, а в указанных в законе случаях - из определенного вида источника (ч. 2 ст. 79 УПК);

3) доказательство должно быть получено с соблюдением правил проведения процессуального действия, в ходе которого получено доказательство;

4) при получении доказательства должны быть соблюдены все требования закона о фиксировании хода и результата следствен­ного действия. Очевидно, что законные средства получения дока­зательств признаются одной из гарантий правосудия. Поэтому вопрос о недопустимости доказательств, полученных с нарушени­ем закона, регулируется на конституционном уровне.

Из закона следуют основания признания доказательства недо­пустимым. Это может иметь место в следующих случаях:

1. Доказательство получено ненадлежащим субъектом вследст­вие нарушения закона о подследственности, подсудности и т.п., например при проведении дознавателем следственных действий, которые не разрешены ему в ч. 2 ст. 119 УПК или проведены им без поручения о том следователя, прокурора; проведение следст­венных действий, например допроса лица следователем, не при­нявшим дело к производству или не включенным в группу следо­вателей; проведение следственных действий и получение доказа­тельств лицом, подлежащим отводу.

2. Данные по делу получены без проведения следственных действий или из источников, не указанных в ч. 2 ст. 69 УПК.

Поэтому из материалов, полученных до возбуждения уголовного дела, доказательственное значение имеет только протокол осмотра места происшествия, поскольку закон разрешает проведение этого следственного действия еще до возбуждения уголовного дела.

Представленные вместе с жалобой, заявлением о возбуждении дела документы, вещи, фото-, киноматериалы могут использовать­ся в качестве доказательств только тогда, когда после возбуждения дела лица, представившие эти материалы, были допрошены, уста­новлено, кем, когда, где, при каких обстоятельствах были обна­ружены представленные вещи, документы или произведена кино-, фотосъемка и т.п. Необходимым условием использования пред­ставленных вещей в качестве доказательств является соответст­вующее постановление о приобщении их к делу в качестве веще­ственных доказательств.

Такое же решение должно быть принято по отношению к материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятель­ности.

В ст. 11 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» записано: «Результаты оперативно-розыскной деятельности... могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соот­ветствии с положениями уголовно-процессуального законодатель­ства РФ, регламентирующего собирание, проверку и оценку дока­зательств».*