Основой уголовной ответственности является вина, до этого суды могли оставить обвиняемого в подозрении. Нахождение в подозрении накладывало некоторые ограничения, например, запрещалось покидать местность, в которой проживает лицо.
Уголовное уложение содержало перечень всех обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность. Виды преступлений остались прежними: государственные, религиозные, воинские и т.д. Достаточно широко трактовались государственные преступления, например, против жизни и здоровья императора.
Убийство делилось на простое, квалифицированное, привилегированное. Привилегированным убийством считалось убийство на дуэли, квалифицированным убийство новорожденного и т.п. В уголовной статистике основная часть преступлений - это кража.
Наказания:
Самым тяжким остается смертная казнь (теперь применяется через повешение). Уже начинается движение за гуманизацию наказаний, в общем, и отмену смертной казни, в частности.
Круг применения телесных наказаний сокращается, в 1903 г. они отменяется вообще, но уставы о ссыльных и о содержании под стражей допускают применение телесных наказаний. В целом система наказаний характерная для европейского права. Существуют имущественные наказания, но нет конфискации имущества.
Особым видом наказаний является лишение прав в 3-х видах: лишение сословных прав, состояния и др.
Применялась ссылка. С 1909 г. стали применять досрочное освобождение из тюрьмы, ссылки.
Уголовный процесс, по судебным уставам 1864 г., осуществлялся на принципах гласности, состязательности, с правом на защиту, действовала презумпция невиновности. Отменена система формальных доказательств, теперь окончательно, вместо них свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению судей.
Уголовный процесс имеет некоторые отличия в мировом и окружных судах. В окружных судах рассматривают наиболее серьезные дела с участием присяжных. Внесудебные репрессии применялись с участием уголовного права с 1880-х гг. Такие репрессии были возможны в местности, где действовало чрезвычайное положение. А чрезвычайное положение могло вводиться министром внутренних дел. Срок репрессивной ссылки, в данном случае как административной меры наказания, равнялся 5-ти годам. Право административного ареста имели губернатор и генерал-губернатор.
В 1903 г. император утвердил новое Уголовное уложение, которое должно было заменить Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г., а также Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. Замена этих актов новым Уложением была крайне важной. Во-первых, действовавшие акты были очень объемны, а, во-вторых (и это главное) оба эти акта основывались на прямо противоположных принципах. Уложение 1845 г. базировалось на сословном подходе к уголовным наказаниям, типичном для феодального общества, а Устав 1864 г. провозглашал бессословность судов. Принципиальные противоречия в законодательстве, чрезмерное обилие статей в нормативных актах — все это негативно отражалось на судебной практике.
В новом Уложении, бессословном по своему характеру, говорилось о равенстве субъектов права перед законом и судом, независимо от их сословной принадлежности. Преступление определялось как «деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания”. Таким образом, закреплялся один из основополагающих принципов законности, принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказания без указания на то законе - nulla crimen, nulla poena sine lege».
Уложение исключило применение аналогии в уголовном праве (которая применялась в Уложении 1845 г.). Был повышен до 10 лет возраст, с которого возникала уголовная ответственность, хотя Уложение говорит об уменьшенной вменяемости в возрасте с 10 до 17 лет, а в возрасте с 17 лет до 21 года - об уменьшении наказания. Более четко разработаны понятия вины, умысла, обстоятельств, отягчающих и смягчающих вину. Составителям Уложения удалось преодолеть сугубо казуальный характер изложения правового материала, характерный для прежнего Уложения 1845 г., что позволило существенно сократить число статей (до 654 против 1700 в Уложении 1845 г. в редакции 1885 г.).
Упрощена была и система наказаний: исключены телесные наказания, в том числе розги для бродяг, плети для ссыльных, розги по приговорам военных судов и волостных судов для крестьян. О наказании розгами (до 100 ударов) говорилось лишь в Уставе о ссыльных и Уставе о содержании под стражей применительно к ссыльно-каторжным и ссыльно-поселенцам. Смертная казнь сохранилась, но только за посягательство на жизнь царя, членов императорской фамилии, государственную измену. Наказания подразделялись на основные, заменяющие и дополнительные. Так, смертная казнь могла заменяться бессрочной каторгой, а последняя — срочной каторгой (т.е. на определенный срок). В качестве дополнительного наказания могло применяться лишение особенных прав, т.е. лишение дворянства, офицерского звания или классного чина по гражданской службе, служебных прав и т.д. Применялось и денежное взыскание, хотя конфискацию имущества как направленную фактически против семьи осужденного Уложение отвергло. Но в Уложении 1903 г. сохранились различные наказания в зависимости от сословной принадлежности наказуемого, также как и неопределенность наказания, что не устраняло возможности судебного произвола в определении меры наказания.
Что касается Особенной части Уложения и конкретных составов преступления, то наиболее детально были разработаны главы «О нарушении ограждающих веру постановлений», «О бунте против верховной власти и преступлениях против священной особы Императора и Членов Императорского Дома», «О неповиновении власти», «О службе». По-прежнему православная вера являлась государственной религией: совращения в другую религию, религиозные «умствования» и тем более атеизм рассматривались как диссидентство, посягательство на государственную идеологию и подрыв основ государственности.
Итак, в Уложении было:
- значительно сокращено количество статей (1087 против 2224 в Уложении 1845 г.);
- более четко определены понятия: преступления, оснований наступления уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения преступления;
- более четко определены признаки преступления;
- отражена большая соразмерность наказаний тяжести совершенного преступления;
- более четко определены санкции.
В целом, благодаря усиленной кодификационной работе русский нормативно-правовой пласт был достаточно подробно пересмотрен и систематизирован.
1.Балыбин В.А. К истории Уголовного уложения 1903 г.Серия «Экономика, философия, право». № 11. 1977.
2.Исаев И.А. История государства и права России. - М.: БЕК, -2001.
3.Калеандрова В.М., Яковлев Л.С. История государства и права России XVII – XX вв. Курс лекций. - М., - 1994.
4.История отечественного государства и права. - М.: Юрист, - 2000.
5.Калеандрова В.М., Яковлева Л.С. История полиции, политического сыска и контрразведки России в XVIII – начала XX вв. Лекция. - М. - 1985.
6.История государства и права России; Музыченко П. П. ; «Знание» - 2008
7.История государства и права России: Учебник. — 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юристъ, - 2004
8.Краткий курс по истории государства и права России:
учеб. пособие - М. : Окей-книга, - 2007.
9.Российское законодательство X-XX веков / под ред. О. В.
Чистякова, Т-8, - М.: - 1991.
[1] См. с. 174. Калеандрова В.М., Яковлев Л.С. История государства и права России XVII – XX вв. Курс лекций. М., 1994.
[2]См. с 12.Балыбин В.А. К истории Уголовного уложения 1903 г.Серия «Экономика, философия, право». № 11. 1977.
[3] См. с. 240 – 241. Исаев И.А. История государства и права России. М.: БЕК, 2001.
[4]См.с.136.История государства и права России; Музыченко П. П.; «Знание» - 2008
[5] См. История отечественного государства и права. М.: Юрист, 2000.
[6] См. с. 174. Калеандрова В.М., Яковлев Л.С. История государства и права России XVII – XX вв. Курс лекций. М., 1994.
[7]См. История государства и права России; Музыченко П. П. ; «Знание» - 2008
[8]См. История отечественного государства и права. М.: Юрист, 2000.
[9]См. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие - М. : Окей-книга, - 2007
[10]См. Российское законодательство X-XX веков / под ред. О. В. Чистякова, Т-8, - М.: - 1991.
[11]См. Калеандрова В.М., Яковлева Л.С. История полиции, политического сыска и контрразведки России в XVIII – начала XX вв. Лекция. - М. - 1985.