2. Юридическая помощь как правоохранительная деятельность
Актуальной является проблема причисления или не причисления организаций оказывающих юридическую помощь к правоохранительным органам. Эта проблема возникает в силу того, что законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому разные школы и отдельные ученые и исследователи трактуют проблему по-разному. Несмотря на то, что многие организационные формы оказания юридической помощи с натяжкой можно назвать органами, тем более лишь малая их часть является государственной, они выполняют функцию сходную с функцией правоохранительных органов – охрана прав и законных интересов человека и гражданина, а также предприятий и организаций. Критерием же причисления той или иной организации к правоохранительным органам решается удельным весом правоохранительной деятельности этой организации в общей массе ее деятельности. Учреждения по оказанию юридической помощи по этому критерию подпадают под правоохранительные органы.
Но тут может родиться много возражений. Во-первых, под определение правоохранительной деятельности юридическая помощь явно не подходит: большинство органов и организаций, оказывающих юридическую помощь, не являются государственными; не все они являются специально уполномоченными органами, многие структуры не применяют юридических мер воздействия. Во-вторых, многие исследователи сужают понятие правоохранительной деятельности до неузнаваемых размеров (например, до органов занимающихся охраной правопорядка), вследствие чего юридическая помощь (и не только она) выпадают из понятия правоохранительной деятельности. Последнее мнение, на мой взгляд, является ошибочным, и я не соглашусь со сторонниками сужения понятия. Ведь тут надо помнить о том, что правоохранительная деятельность – это деятельность по охране всех прав и свобод человека, а не какой-то их части. Это и гражданские и экономические и политические и социальные и другие, а не только отдельная их группа.
Если нотариат и адвокатуру с натяжкой можно назвать правоохранительными органами, то эти иные виды юридической помощи по всем параметрам не подпадают под определение правоохранительного органа. Поэтому можно говорить о влиянии времени, так как иные формы организации юридической помощи появились совсем недавно с возникновением демократического государства, в котором необходимо предусмотреть органы и организации, занимающиеся реальной защитой прав и интересов граждан во всех сферах общественной жизни. Соответственно нужно определиться: или исключить все негосударственные учреждения по оказанию юридических услуг из списка правоохранительных, или изменить понятие правоохранительного органа и правоохранительной деятельности. Я придерживаюсь первой точки зрения и считаю, что юридическая помощь — это достаточно широкий круг органов, организаций и учреждений обладающий множеством отличий, для того чтобы рассматривать его независимой от правоохранительных органов единицей.
3. Формы оказания юридической помощи
В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:
1. Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.
2. Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.
3. И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической помощи», которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.
Теперь рассмотрим каждую группу по отдельности.
Адвокатура.
Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.
Адвокатура отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.
Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством, прежде всего УПК, ГПК и КоАП.
Основные направления деятельности адвоката:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Адвокаты организуют коллегии адвокатов – это, добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой, или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых «альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи, так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии.
Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.
Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
Но возникает проблема законодательства, так как Конституция недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с деятельностью адвокатов, то есть лиц, состоящих в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не являющимся адвокатами, а это и представители профессиональных союзов и других общественных организаций в делах о членах этих организаций, равно как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции.
Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике была представлена возможность с учетом тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма "официальных" коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих (солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых - солиситоры - занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы оказания юридической помощи.