Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и сам частный нотариус действует от имени государства.
На мой взгляд, нотариат обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами: общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства; это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и суд и нотариат осуществляют властные полномочия).
Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате (ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей.
В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид нотариата - частный – произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать отношения между частными и государственными нотариусами, которые действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе, создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за клиентов.
Хотелось бы отметить, что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты очень напоминают коллегии, – они обладают схожими функциями (повышение квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и представляют собой самоуправляющиеся организации.
4. Право на получение квалифицированной юридической помощи как неотъемлемый элемент правового государства и его закрепление в конституционном законодательстве.
Конституционно-правовое значение получения квалифицированной юридической помощи при защите прав и свобод граждан по Конституции Российской Федерации.
Особенность права на получение квалифицированной юридической помощи заключается в том, что оно обладает качествами большинства указанных видов конституционных гарантий прав и свобод человека.
Обеспечение, охрана и защита прав и законных интересов индивида являются определяющими функциями конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Данное обстоятельство находит подтверждение при анализе многих конституционных норм России.
Так, в соответствии со статьёй 1 Конституции РФ: "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Признание Российского государства правовым пока ещё нельзя рассматривать как свершившийся факт, а только как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и создания процветающего общества. В одном из ежегодных посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию было заявлено, что Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы.
Между тем важнейшую роль в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования гражданского общества играет реализация права на квалифицированную юридическую помощь, особенно посредством защиты конституционных прав граждан в судах Российской Федерации. Как справедливо отмечает Е.В. Семеняко, деятельность адвокатуры по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина обеспечивает практическую реализацию заложенной в Основном законе идеи правового государства.
В соответствии со статьёй 7 Конституции РФ, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На сегодняшний день в России насчитывается более 50 000 адвокатов, то есть на одного адвоката в среднем приходится 3000 россиян. По сравнению с развитыми западными странами, где на одного юриста приходится в среднем 700 человек, состояние доступности квалифицированной юридической помощи в количественном аспекте в Российской Федерации находится на невысоком уровне. В нынешних политико-экономических условиях увеличение количества практикующих юристов в России является важной предпосылкой к повышению уровня защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, а также её доступности.
Помимо этого, переход гражданского судопроизводства к состязательной модели судопроизводства, увеличение количества и усложнение дел в судах России, сокращение активности суда при собирании доказательств на фоне правовой безграмотности большинства лиц, обращающихся за судебной защитой, влекут за собой необходимость расширения возможностей для всех лиц быть представленными в суде надлежащим образом. Имущественное расслоение общества выдвигает на передний план вопросы гарантий при оказании юридической помощи, в том числе и при участии в гражданском процессе представителя. Все эти вопросы нуждаются в детальной теоретической проработке с тем, чтобы результаты исследования могли быть использованы законодателем для построения системы защиты конституционных прав граждан, в том числе и в судах.
Исследование проблем реализации права на квалифицированную юридическую помощь привлекает внимание учёных в сфере конституционного и процессуального права, которые посвящают свои работы разным аспектам этой проблемы. Несмотря на это, право на квалифицированную юридическую помощь с точки зрения его основополагающих понятий, места и роли в конституционно-правовой науке, соотношения с иными конституционными правами и правовыми явлениями, присущими этой правовой науке, остается в значительной степени неизученным.
Конституция РФ, провозглашающая Россию правовым государством, определяет те правовые стандарты, к которым должно стремиться российское законодательство для достижения уровня развитых, в правовом плане, государственных образований. В этом аспекте анализ роли Конституции Российской Федерации в реализации права на получение правовой помощи является немаловажным фактором развития конституционно-правовой науки, который не всегда адекватно оценивается.
Исследование проблем оказания профессиональной правовой помощи отчасти выходит за рамки науки конституционного права, поскольку институт квалифицированной юридической помощи относится не только к конституционному праву, но и к гражданской, арбитражной, уголовной, процессуальным отраслям права. Значительное количество сходных черт вне зависимости от отраслевой принадлежности отдельных норм не всегда выявляется. По этой причине исходным началом настоящей работы является понимание конституционно-правового значения права на получение квалифицированной юридической помощи как сложного правового явления, являющегося комплексным правовым институтом, соединяющим в себе публично-правовые и частноправовые начала конституционного права.
Кроме того, поскольку оказание профессиональной правовой помощи является одновременно объектом множества правоотношений, регулируемых различными отраслями права, в частности, гражданским процессуальным правом, то проблемы реализации права на квалифицированную юридическую помощь не могут корениться исключительно в конституционных отраслях права. По этой причине и решение проблем предоставления профессиональной правовой помощи следует искать на стыке отраслей различных права, уделив особое внимание соотношению конституционных и процессуальных норм, регулирующих применение данного права.